Философский мотив смысла жизни в драме-феерии Леси Украинки «Лесная песня»
Слышите звуки свирели? Это зачарованно играет Лукаш, стараясь слиться с природой. От звуков свирели проснулась Мавка, чтобы навечно подарить свою любовь Лукашу.
Никто из них не задумывался, для чего живет, ибо это и так ясно: для счастья. Но счастье каждый понимает по-своему. Для кого-то это хороший особняк, большой дом, а кто-то полностью отдает себя потоку чувств.
Эти чувства — это любовь, и щедрость души и гармония взаимоотношений человека и природы.
Говорит Мавка Лукашу: «Не презирай души своей цвета, потому что из него выросла
Она не утратила чувство понимать красоту природы, удивляться музыке, песне. Живет в ее сердце цвет, что «сокровища творит», он «творит» и саму Мавку, делая ее, доселе свободную, независимую, хотя и невлюбленную, будто обладателем всего мира — столько она для себя открывает в этом чувстве. Мавка пришла из сказки и пытается во всем ее видеть. Но если оглянуться вокруг, то так и есть: вот солнечный
Надо только это увидеть.
Мавка видит «сказку» даже в душе Лукаша. Она и любит его за то, чего он «сам в себе» не понимает. Но оно есть и только с пением свирели выходит наружу. Говорит Мавка Лукашу: «… Грустно, что не можешь ты своей жизнью к себе приравняться».
Как желает эта лесная девушка, чтобы ее любимый был действительно таким, как говорит его душа голосом свирели! Поэтому и не понимает упреков Лукаша — ведь человек должен чувствовать красоту, должен иметь доброе сердце и чистую душу. Не в этом ли смысл его бытия? «Или же позор, что имею сердце не скупое, что сокровищ оно своих не таит, только щедро любимого одарила ими…».
Я думаю, в человеке должны гармонично сочетаться и духовные «сокровища» и его поступки, должна быть гармония души и природы, как это заметно в образах Мавки, дяде Льве и иногда в образе Лукаша. Они — словно своеобразный мост между лесными существами — природой и людьми, ибо только они понимают, для чего живут люди. Дядя Лев даже говорит: «Если буду умирать, то приду, как зверь в лес, — тут под дубом пусть и похоронят». Он не изменил себе, невзирая ни на что, навсегда остался верным сторонником природы, ее поклонником.
Изменил себе Лукаш, отказавшись от светлой любви и оклеветав Мавку. За это он был наказан и превращен в вурдалака. Предали человеческую сущность и мать Лукаша и Килица.
Мелочные дрязги убили в них искренность чувств, любовь, красоту духовную и физическую. Не о них, не о таких людях мечтала Леся Украинка. Поэтесса мечтала о таких, как Мавка. И хотя ей трудно было, хотя погубила она себя ради любви, но духовная красота победила.
Поэтому в трудные минуты, когда кажется, что все на свете погибли, умерли живые чувства в сердце, не стоит отчаиваться, надо надеть «праздничные одежды» и быть вновь, как «лесная царевна», чтобы счастье упало к ногам — но надо бороться за свое счастье. Мавка говорит:
«Нет, я жива! Я буду вечно жить! В сердце имею то, что не умирает».
Она не умирает, ведь родилась для счастья, для любви, для гармонии и, как оказалось, для любви. Мавка продолжает жить в вербе, в свирели, в воспоминаниях, хотя и погибает Лукаш, который так и не нашел ответа на вопрос: для чего я живу? Единственное, что он оставил после себя — «душу дал» Мавке, и ее конец станет ее началом, когда вырастет Вербица.
Говорит Мавка: «Будут приходить люди, бедные и богатые, веселые и грустные, радости и тоску нести мне, им говорить душа моя будет».
Ничто в мире не умирает, как не умирает пение свирели в моем сердце, как не умирает красота Мавкиной души, как не умирает любовь. Не для этого ли живут люди? Чтобы еще раз услышать голос любимого, чтобы еще раз ощутить прикосновение березовой ветки, чтобы увидеть улыбку солнца — вообще, чтобы дышать полной грудью и любить до самозабвения. И нести с собой добро, и жить в гармонии с природой, с людьми, с самим собой.
Это и сейчас, на мой взгляд, волнует людей!
Философский мотив смысла жизни в драме-феерии Леси Украинки «Лесная песня»