Философский характер феерии М. Метерлинка «Синяя птица»

Философская драма-феерия «Синяя птица» бельгийского символиста Мориса Метерлинка создана в 1908 году. В этот период у автора появляются новые взгляды на жизнь и творчество. Эстетичные поиски Метерлинка находились под влиянием философии идеалистической, в которой утверждается, что люди должны искать идеальный мир сквозь подсознание.

Мир имеет таинственную сущность, но понять ее могут лишь чистые душой люди. В драме «Синяя птица» рассказывается о том, как главные герои, брат и сестра Тильтиль и Митиль, отправляются на поиски счастья,

которые, наконец получают в борьбе с силами зла. Автор считал, что дети, символически чисты и безгрешны, остро ощущают добро и тянутся к нему.

Действие пьесы начинается накануне Рождества, праздника, который символизирует согласие, рождение новой, прекрасной жизни.

Волшебная зеленая шапочка, которую одевает Тильтиль, помогает мальчику увидеть души вещей: Хлеба, Воды, Огня, Времени. Наделяя «душами» окружающий мир, автор доказывает нам, что у детей особое восприятие будничных предметов. И это открывает обворожительность жизни, так как оно дарит каждый день новую радость.

Страна Воспоминаний, куда попадаются

маленькие путешественники, — это страна умерших. Там дети встречают Дедушку и Бабушку, которые напомнят всем о необходимости помнить, о тех, кто ушел из жизни: «… Мы немало спим, пока нас не разбудит мысль кого-то из живых…

Хорошо спать, … но и просыпаться время от времени тоже приятно…».

Помня о приказе Феи найти Синюю Птицу, Тильтиль преодолевает страх перед неизвестным в Дворце Ночи: призраками, войнами, болезнями. Путь к счастью трудный, он никому не дается легко. Нужно преодолеть свои страхи перед неизвестным, понять самого себя, оказывать сопротивление влиянию зла:

Блаженству Быть Богатым, Блаженству Ничего Не Знать.

А искать подкориться силам добра и радости:

Блаженству Быть Здоровым, Радости Быть Добрым, Радости уметь Думать.

Метерлинк считает, что человек имеет высокое назначение в жизни: она должен оставить после себя память на земле. Дети, попадаясь в Царство Будущего, видят детей, которые еще не родились. «Они непременно имеют с чем-то прийти на Землю — с пустыми руками туда не пускают…». Кто-то принесет машину, которая летает без крыльев, кто-то имеет средства удлинения жизни, а кто-то — преступления. Автор понимает, что в будущем людей ждут не только радости. Приход новых людей принесет и новые беды.

Путешествуя, Тильтиль и Митиль не находят Синей Птицы: Птица из Страны Воспоминаний почернела, Птица из Царства Будущего стала красным, птицы из Дворца Ночи умерли. Автор старается довести, что мир невозможно познать до конца: процесс познания истины бесконечный. Но реальное счастье — своей Синей Птицы — дети отыскали не в сказке. Дома в клетке жила горлица. Отдав птичку больной соседке, мальчик делает ее счастливой, и она выздоравливает.

Этим Метерлинк утверждает, что счастье заключается в добрых делах, в помощи другим. Девушка, которая была похожа на Душу Света, не удержала птицы — она улетает. Пьеса заканчивается символически: дети не нашли еще своего счастья, но они поняли простые истины любви и добра, ощутили свою ответственность за счастье других.

Они вместе с автором призывают нас продолжать вечные поиски.

Драма-Феерия М. Метерлинка «Синяя птица» преисполнена глубокого философского содержания. Счастье, по мнению автора, — это награда за жизненный путь, где каждый познает добро, любовь, сочувствие. Нужно лишь «расплющить глаза к потаенным глубинам души».

В этих словах звучит гуманизм Метерлинка, писателя с нежным сердцем.




Философский характер феерии М. Метерлинка «Синяя птица»