Фолькер Браун, Гельмут Байерль, Клаус Хаммель

Драматургия Фолькера Брауна также стремится вскрыть новые противоречия социалистического общества, чтобы активно содействовать их разрешению. Поэтически-ораторская сила его пьес заставляет забыть об их отвлеченной конструктивности, а характеры персонажей находят точное выражение в лапидарном языке.

Основное философское содержание пьес Фолькера Брауна всегда черпается из социалистической действительности, из событий мирового революционного процесса. Так, драматургический конфликт пьесы «Отвальщики» заключался в противоречии

между устаревшими, недостаточно развитыми производственными отношениями и нарождающимся у людей стремлением к всестороннему творческому самопроявлению.

Рабочий буроугольного карьера Пауль Баух, отличающийся от своих товарищей по работе неуемным желанием полнокровной жизни и огромной самоотдачей в труде, мечтает о том, чтобы человек смог использовать преимущества социализма, превратив и работу и быт в сплошной праздник, которому человек будет отдавать себя всего, без остатка. Не зная меры ни в своих эмоциях, ни в работе, он увлекает свою бригаду на достижение сверхвысоких результатов, но тем самым Пауль

Баух, по существу, лишь мешает другим, что приводит в конце концов к аварии. Бригада отказывается продолжать работать с ним, и все же Пауль Баух знает, что именно он расшевелил людей.

Пьеса исполнена пафоса, ее диалоги имеют философский смысл, однако это не перегружает ни сценической речи, ни хода событий и отнюдь не вступает в резкое противоречие с атмосферой барачного общежития и трудовых будней на буроугольном карьере. Если в этой пьесе прослеживается определенная связь с «Разбойниками» Шиллера, то в пьесе «Хинце и Кунце» Браун попытался рассмотреть диалектику темы Фауст — Мефистофель на материале социалистической действительности.

Пьеса «Тинка» повествует о борьбе за революционные позиции

В сложном процессе социалистического строительства на исходе 60-х годов.

Героиня пьесы, инженер, протестует против решения приостановить запланированную автоматизацию предприятия. Борьба мнений приводит Тинку к разрыву с любимым человеком. В пьесе говорится о творческих возможностях освобожденного труда и о необходимости широкого общественного обсуждения при решении назревших острых проблем.

Пьесы Фолькера Брауна о Ленине и Че Геваре возвращаются к теме революции и революционных движений в современных условиях. Его историческая драма «Великий мир» объединяет многие из этих мотивов. Для всего творчества Фолькера Брауна весьма характерна следующая высказанная им мысль: «То, что именует здесь себя искусством, может желать лишь того, чтобы стать определенной формой действительности, если оно вообще чего-то хочет; этим желанием и противоречием оно и живет» 119.

Последние пьесы Гельмута Байерля берут свой материал из повседневной жизни людей. Тем самым драматургические произведения Байерля, в частности цикл сцен «Истории тринадцатого» и пьесы «Иоганна из Де-бельна» , «Горлица» и «Зоммербюргер» , отвечают общим устремлениям литературы Германии по идейно-художественному осмыслению проблем социалистической демократии и взаимоотношений между личностью и обществом во всей их противоречивой сложности.

В пьесе «Зоммербюргер» рассказывается о старом коммунисте, который, выступая против проявлений мещанства в быту, пользуется методами прежних боевых лет. Он добивается успеха, однако в конце концов сознает, что тем самым ему удается справиться лишь с внешним слоем событий, но этого недостаточно, чтобы овладеть всей глубиной жизненных проблем в обществе развитого социализма.

Наряду с заимствованием сюжетов из реалистической литературы XIX века Клаус Хаммель обращался и к современной теме. Здесь наибольший успех выпал на долю его пьесы «В десять у аттракциона «Русские горы»» .

Эта пьеса повествует о мыслях и чувствах молодых людей. В центре пьесы находится тема формирования патриотического сознания граждан Германской Демократической Республики.

В комедии «Рим, или Второе сотворение мира» Хаммель размышляет о новых условиях и возможностях для творческого труда и счастья человека.

После пьес «Желтое окно, желтый камень» и «Размышления о Феликсе Дзержинском» Клаус Хаммель выступил с очень значительными произведениями — историческими драмами «Гумбольдт и Боливар, или Новый континент» и «Пруссы идут!» .




Фолькер Браун, Гельмут Байерль, Клаус Хаммель