Фольклор американских негров — африканского происхождения

Фольклор американских негров — африканского происхождения. Поэтому, как к первоисточнику, при изучении негритянского народного творчества обращаются чаще к африканскому фольклору. Однако есть своя специфика в творчестве именно американских негров, судьба которых с момента их появления в 1619 году на невольничьем бриге в городе Джеймстаун, штат Виргиния, сложилась так трагично. За первым кораблем с черными рабами в Америку последовали многие.

Но прошли десятилетия, прежде чем представители различных африканских племен стали на Американском

континенте единым народом, память которого в ходе борьбы обогатилась преданиями о своих национальных героях, легендами о борцах, для которых свобода стала так же необходима, как для индейцев. Первым начал собирать сказки американских негров известный американский писатель-фольклорист Джоэль Харрис, уроженец южного штата Джорджия. Он был знаком с одним старым негром, по имени Тирель, и с его слов записал множество негритянских сказок, легенд, песен и поговорок. В сборнике Харриса все сказки объединены рассказчиком — старым негром, которого зовут дядюшка Римус.

Дядюшка Ри-мус — раб на плантации белого

господина. Он, как и знакомый нам дядя Том, смирился со своей участью раба, он уважает своих белых хозяев и даже любит их детей. Белому мальчику, внуку хозяина, он рассказывает свои сказки. Судя по всему, консервативность психологии и религиозных взглядов дядюшки Римуса в чем-то совпадала с мировоззрением южан того времени; его разделял и сам Харрис.

Вероятно, поэтому советский переводчик М. Гершензон, опустив историю взаимоотношений дядюшки Римуса с маленьким хозяином, очень удачно отобрал и с большим вкусом перевел из книг Харриса веселые и обаятельные сказки о проделках находчивого Братца Кролика, о похождениях хитрющего и коварного Братца Лиса, о советах мудрой Чере пахи — словом, о самых разных как симпатичных, так и злых представителях животного царства, символизирующих порядок вещей и взаимоотношений в мире людей. И, как правило, животные, маленькие, слабые, такие, как кролик, черепаха, лягушка, побеждают в этих сказках сильных и злых хищников. Сказки дядюшки Римуса под общим названием «Как Братец Кролик победил Льва» на русском языке впервые были опубликованы накануне Великой Отечественйой войны в 1941 году. Откровеннее и решительнее зов протеста и борьбы за гражданские права негров звучит в народной негритянской поэзии В 1958 году в Нью-Йорке вышла антология, в которой наиболее полно представлена поэзия американских негров. Она так и называется — «Книга негритянского фольклора».

Составители ее — известный американский общественный деятель негритянский поэт Лэнгстон Хыоз и публицист Арна Бонтон. Из этой книги для русского издания были отобраны песни, баллады, блюзы и веселые песенки, представляющие интерес для читателя школьного возраста. Этот сборник под названием «Хватит с меня!» вышел в свет в 1966 году в издательстве «Детская литература».

Первая часть сборника адресована школьникам постарше, которые уже кое-что знают о судьбе негров в Америке и во времена рабства, и в «свободные» времена, которые никакой подлинной свободы неграм не принесли. Вот, например, стихотворение «Беглый раб». Негр-невольник, не выдержав жестокости хозяина, бежит. За ним — погоня, впереди почти верная смерть, но он умрет уже не рабом, а беглым рабом: Нет, я не раб: Я — беглый раб! Оковы я оставил там, Но все рубцы я взял с собой, Я взял с собою кровь из ран, Собак, идущих по следам, И крик толпы, и свист бичей, И посвист пуль над головой.

Хрипит погоня позади, Молчит трясина впереди, И все же я теперь ничей: Мне больше нечем рисковать И нечего терять. Не только мука, но и гневный протест звучит в этом стихотворении. Да и само заглавие книги по одному из стихотворений говорит об активном неприятии неграми существующего в стране порядка, при котором «даже сердце и душа тоже в цепях».

О тяжелой жизни негров на Юге Америки говорится и в стихотворении «Тюки хлопка», а также в «Песне на реке»: Ребята в Орлеане — все черные ребята, А уж какая кожа, такая и зарплата. Хоть вкалывай с рассвета до самого заката, Хоть вкалывай на бедных, а хоть и на богатых, Но если ты не белый — какая там зарплата! Хоть вкалывай без устали до страшного суда, За черную работу — корка и вода! Многие стихотворения этого сборника называются блюзами, т. е. печальными песнями,- «Сиротский блюз», «Ломбардный блюз», «Здорово, блюз!».

И как бы по контрасту с этими печальными, очень музыкальными, лирическими стихотворениями — считалки, песенки, сатирические зарисовки второго раздела сборника — «Эй, ты коня загонишь!» — звучат озорно, остроумно, жизнерадостно, но. но американский негр даже в самых веселых стихах «никогда не забывает, что он черный в стране белых: Овечка нашей Мери Разводит бел их блох: У нас ведь только белых Пускают на порог! Таким образом, все лучшие черты народной негритянской поэзии — дух протеста, интонация гнева, напевность и музыкальность, мягкий юмор и легкая шутка — нашли отражение в этом сборнике.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Фольклор американских негров — африканского происхождения