Фольклор в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Особенности использования фольклора в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» знаменательна тем, что является народной и с точки зрения формы, и с точки зрения идейного содержания, так как Некрасов, изображая народные характеры, мастерски использует фольклорные приемы. Это проявляется в том, что свою индивидуальную авторскую позицию поэт как бы «растворил» в оценках и суждениях своих героев; описания людей и природы в поэме даны с точки зрения путешественников.
По сути,
Бесспорно, Лермонтов явился новатором в разработке жанра «Песни про купца Калашникова». Эта поэма относится к лиро-эпическому роду литературы, так как включает рассказ о событиях и героях, что характерно для эпоса, а также в ней выражены чувства и переживания героев и автора, что характерно для лирики. Но Лермонтов называет поэму песней, а это один из самых древних жанров народной поэзии.
В
Элементы фольклорной поэтики Некрасова перекликаются с лермонтовскими. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» очень похожа на сказку. В прологе поэмы звучат традиционные сказочные мотивы: герои встречают говорящую птицу пеночку, которая исполняет их желания, рассказывая, где достать скатерть-самобранку.
Мужики находят волшебную скатерть на поляне под корнями деревьев в коробочке-сундучке. Скатерть-самобранка дает возможность мужикам отправиться в путешествие на поиски счастливого человека. Обычный сюжетный ход в сказках — странствия в поисках счастья.
История «О двух великих грешниках» написана Некрасовым в форме фольклорной легенды, «Бабья притча» — в форме фольклорного предания, рассказ «Крестьянский грех» — в форме фольклорной баллады. В поэме огромное число лирических, обрядовых, бытовых и солдатских песен. Но Некрасов не просто соединил в определенном порядке записанные фольклористами народные песни, но и сам сочинил многие из них, мастерски стилизовав под народные.
Кроме крупных фольклорных жанров Некрасов использовал малые: пословицы, приметы и поверья, а также многое другое.
Некрасов постоянно использует фольклорные приемы, то есть выразительные средства, широко представленные в фольклорных жанрах. Это, например, уменьшительно-ласкательные суффиксы, демонстрирующие симпатию говорящего к описываемому предмету или человеку.
К характерным для фольклора тропам можно отнести часто встречающиеся эпитеты. Также в «Кому на Руси жить хорошо» встречаются характерные для народного творчества троекратные повторения: «у столба тридцатого» странники находят скатерть-самобранку, три петли — жизненный выбор для женщины, «в третий [раз] быть беде», если мужики попросят у скатерти больше, чем положено. Некрасов использует различные типы повторов, например повторение предлогов ; подхват конца строки в начале следующей ; простое повторение слов.
В поэме Некрасова читатель видит прямой параллелизм, когда судьба молодой женщины сравнивается с судьбой ласточки или коня:
Мой век — что день без солнышка,
Мой век — что ночь без месяца,
А я, млада-младешенька,
Что борзый конь на привязи,
Что ласточка без крыл!
Или когда мужик сравнивается с конем:
Мужик плывет — и конь плывет,
Мужик заржал — и конь заржал.
В поэме также можно встретить оригинальные сравнения в народном духе:
Одним не птица мельница,
Что, как ни машет крыльями,
Небось, не полетит.
Или:
Весной, что внуки малые,
С румяным солнцем-дедушкой Играют облака.
Также в поэмах встречаются многочисленные анафоры :
Попова каша — с маслицем,
Попов пирог — с начинкою,
Поповы щи — с снетком!
Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» отличается ярким и выразительным стилем, вобравшим в себя различные фольклорные приемы. Эстетические идеалы крестьянской среды появились в ней и нашли свое отражение в различных формах. Некрасов избрал фольклорную форму и вложил в нее свои мысли, то есть изменил содержание.
Поэма во многом явилась новаторской. Некрасов, усвоив лермонтовские уроки и творчески применив его художественные открытия, создал неповторимое, ни на что не похожее произведение.
Фольклор в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»