Фольклор Закличка прибаутка история
С искусством народа мы знакомимся в первой услышанной в детстве песне, сказке, в узнанной первой игре. Искусство следует за нами и во взрослую жизнь. Нет человека, который не знал хотя бы несколько пословиц и не помнил напева какой-нибудь песни.
Искусство народа, или фольклор, глубоко жизненно и бесконечно прекрасно.
Красота, или, как говорят в северных деревнях, узорица, открывается уже в старинных колыбельных песнях.
Они наполнены материнской любовью. Сыну и дочери сулят неисчислимые грядущие удачи и благополучие: «Будешь в золоте
У сына, когда он войдет в возраст, поется в старинной песне, будут и шапка, и зипун, и кушак, научится он и сено косить, и дрова рубить, узнает все житейские заботы, и — удивительное дело! — в песнях о них говорится как о радости: какое счастье человеку без труда! Но это в будущем, а пока — самое скромное пожелание: «Приди, киса, ночевать, приди Васеньку качать». За работу коту сулят пирог и кувшин молока. Зовут Сон «усыпить», а Дрему «удремить» младенца.
В колыбельных песнях выпеваются печали и трудности:
За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребенка пестушками и потешками. Свое название пестушки получили от слова «пестовать» — нянчить, холить, ходить за кем-нибудь. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Проснется младенец — потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают: «Потягунюшки, порастунюшки, роток говорунюшки, руки хватунюшки, ноги ходунюшки».
Пестушка незаметно переходит в потешку-песенку, которую поют ребенку, играя с его пальцами, ручками, ножками. Водят дитятю по лавке и припевают про кота, которому кошка говорит: «Ох ты, котик, коток крутолобенький! Поиграй ты, кот, со мной, с Машкой, кошкой молодой!» У потешек свой смысл — «урок»: «бодатая» коза грозит рогами тем, кто каши не ест, молока не пьет, а белобокая сорока накормила всех — остался без каши «мал-маленек»: за водицей не ходил, дров не носил…
Детям в первые годы жизни матери и няньки пели песенки и более сложного содержания. Это — песенные прибаутки, маленькие сказочки в стихах. Скакала галка по ельничку, по березничку, наехали на нее разбойники, сняли синий кафтан — стало галке не в чем по городу гулять! Со стуком, бряком едет Фома на курице, а Тимошка — на кошке.
Едут сено косить, сено — коровам, а молоко — ребяткам. У какого-то Данилы пустилась в пляс вся скотина и птица: утки загудели в дудки, вол замахал ногой, не пляшет только коза, но нарядилась в сарафан.. .Бежитзаяц к медведю на свадьбу: медведь-то ему дядя… Затейливый мир так похож на тот, в котором живут люди: мелют муку на мельнице, толкут овес, разъезжают на дрожках, куют в кузнице, пляшут на свадьбе, пасут скотину, тушат пожар…
А вот наказывают кота за воровство, но что-то уж очень злы «два бояра» — разорвали кота «поперек живота»…
Поэзия прибауток — поэзия смелого смещения реальных явлений, но такого, за которым угадываются действительные связи мира. В особенности это свойство обнаруживается в прибаутках-перевертышах. Здесь все перевернуто, все наоборот: ушастая свинья свила гнездо на дубу, загорелось синее море, полетела рыба под небеса, а мужик на печи осетра поймал… Одним словом, это путаница, но в ней все легко расставить по своим местам.
Невероятное — источник смешного. Ребенок учится смеяться над тем, что не соответствует своему назначению и месту. Детей обучали не мириться с ложью и несообразностями.
В прошлом ребенок рано привыкал делить заботы взрослых. На улице он выучивался заклинкам и приговоркам. Закличка — это обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам, а приговорка — обращение к мыши, чтобы дала новый, крепкий зуб вместо выпавшего, к улитке, чтобы выставила рожки; это — передразнивание птиц, слова при скакании на одной ноге: когда в ухо попадала вода и надо было, чтобы она вылилась. В отличие от заклички приговорка исполняется не хором, не группой, а каждым отдельно. Просьбы и пожелания детей звучат как приказы.
Дождю велят: «Поливай ковшом», солнцу: «Выгляни в окошечко!», радуге: «Не давай дождя, давай солнышка!» Требовательная закличка возникла в те далекие времена, когда народ еще думал, что словом можно влиять на природу. С той поры заклички изменились — стали игрой. Среди приговорок много забавных подражаний птичьему крику.
Воробей будто бы чирикает: «Чин чина больше!», а перепелка вечером кричит: «Спать пора! Спать пора!»
Особые свойства у игровых припевов и игровых приговоров. Ими начинают игры или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок, а чаще всего содержат условия самой игры. Так, «хозяин» зовет «гусей-лебедей» домой, а они отвечают, что боятся: «волк» ждет их под горой.
Словесные приговоры и припевы придают смысл игровым действиям, реже — словесный текст составляет простое пояснение ходу действия. В игре «Дрема» все играющие становятся кружком, в середине на скамье сидит Дрема. Хор ей приказывает! «сиди», «выбирай», «бери».
Источники:
- В. Аникин Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. Изд.
2-е. Сост., вступит, ст. и примеч. В. П. Аникина. Оформл. Л. Зусмана.
М., «Дет. лит.», 1977. 367 с.
Аннотация: Этот сборник — антология русского устного народного творчества. В него входят сказки, былины, песни, пословицы, поговорки, загадки и другие фольклорные произведения.
Фольклор Закличка прибаутка история