Формирование основ логического мышления у старших дошкольников

Учитывая особенности формирования и развития образно-логического мышления, как одного из компонентов логического мышления в старшем дошкольном возрасте мною было разработано руководство по формированию основ логического мышления и серия игр и задач для старшего дошкольного возраста. Следует отметить, что при разработке этого руководства и подборе игр было учтено, что в раннем и младшем дошкольном возрасте развитие мышления «вплетено» в практическую игровую деятельность ребенка. С ее помощью он познает окружающую действительность,

учится понимать обращенную к нему речь, а затем и говорить.

Однако вначале значение слова слито с конкретным предметом, т. е. еще не несет в себе обобщения.

Позже ребенок начинает соотносить слово с множеством предметов, тем самым, объединяя их между собой. Постепенно он учится образовывать простейшие обобщения, начинает выделять общие свойства предметов, пытается решать практические задачи «по-своему», действенным путем. Формирование наглядно-действенного мышления становится возможным благодаря такой организации обучения, при которой новые, ранее скрытые свойства изучаемого объекта выделяются через

практические действия. То есть игры продуманы с учетом усложнения и индивидуальных особенностей дошкольного возраста.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма — наглядно-образное мышление, которое проходит в своем развитии две стадии. Первая соответствует игре-действию, когда ребенок не сам придумывает себе роль, а берет ту, которая ему предлагается.

На второй стадии ребенок уже по своей инициативе преобразует ситуацию на образном уровне, самостоятельно решает задачи на основе представлений, без применения практических действий. Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребенка способствуют осознанию им хода и результата этого действия. Постепенно речь приобретает планирующую функцию. Проблема связности и непротиворечивости детских суждений на данном этапе выступает на первый план.

Поэтому данный вид мышления называют словесно-логическим. Чтобы ребенок стал использовать слово как самостоятельное средство мышления, он должен усвоить выработанные человечеством понятия, т.

Е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах. Но между словами-понятиями взрослого и словами-представлениями ребенка есть существенные различия. Имеющиеся у детей представления стихийно не могут превратиться в понятия. Их можно лишь использовать для формирования понятий.

С этой целью ребенка сначала учат при помощи собственных действий выделять в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание понятия.

Дальнейший ход его формирования заключается в замене ребенком реальных действий развернутым рассуждением, которое в словесной форме воспроизводит все основные моменты этого действия. В конечном счете, рассуждение начинает проводиться не вслух, а про себя; оно сокращается и превращается в действие отвлеченного логического мышления. Это действие выполняется при помощи внутренней речи.

Итак, возрастной переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению может быть ускорен путем специально организованного обучения. Мною в процессе диагностики были использованы следующие игры, которые чередовались между собой.

Таблица 1

Наименование игрыВозраст
Цветные счетные палочки3-7 лет
Комплект игр к счетным палочкам Кюизенера3-7 лет
Кубики для Всех «Уголки»2,5-12 лет
Кубики для Всех3-7 лет
Кубики для Всех3-12 лет
Конструктор геометрический2,5-6 лет
Конструктор геометрический3-12 лет
Конструктор «Мозаика»3-12 лет
Кубики «Сложи узор»2-7 лет
Кубики «Хамелеон»4-8 лет
Кубики «Уникуб»3-12 лет
Логический экран Готовится к выпуску: 4 блок — «Мир эмоций», 5 блок — «Быт русского народа»4-8 лет
«Цветное панно»3-12 лет
«Логическая мозаика»3-6 лет

Все эти игры были использованы при проведении диагностики в течение месяца. В результате проделанной работы были подобраны также игры, формирующие логическое мышление: лингвистические и дидактические игры, логические задачи, стихи-небылицы с логическими ошибками, которые направлены на развитие связной речи, логического мышления, обогащение лексического словарного запаса дошкольников. Все игры подобраны по лексическим темам и вынесены в Приложение. Дарьина Л. А., Воспитатель МДОУ № 1




Формирование основ логического мышления у старших дошкольников