Формирование основ логического мышления у старших дошкольников
Учитывая особенности формирования и развития образно-логического мышления, как одного из компонентов логического мышления в старшем дошкольном возрасте мною было разработано руководство по формированию основ логического мышления и серия игр и задач для старшего дошкольного возраста. Следует отметить, что при разработке этого руководства и подборе игр было учтено, что в раннем и младшем дошкольном возрасте развитие мышления «вплетено» в практическую игровую деятельность ребенка. С ее помощью он познает окружающую действительность,
Однако вначале значение слова слито с конкретным предметом, т. е. еще не несет в себе обобщения.
Позже ребенок начинает соотносить слово с множеством предметов, тем самым, объединяя их между собой. Постепенно он учится образовывать простейшие обобщения, начинает выделять общие свойства предметов, пытается решать практические задачи «по-своему», действенным путем. Формирование наглядно-действенного мышления становится возможным благодаря такой организации обучения, при которой новые, ранее скрытые свойства изучаемого объекта выделяются через
На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма — наглядно-образное мышление, которое проходит в своем развитии две стадии. Первая соответствует игре-действию, когда ребенок не сам придумывает себе роль, а берет ту, которая ему предлагается.
На второй стадии ребенок уже по своей инициативе преобразует ситуацию на образном уровне, самостоятельно решает задачи на основе представлений, без применения практических действий. Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребенка способствуют осознанию им хода и результата этого действия. Постепенно речь приобретает планирующую функцию. Проблема связности и непротиворечивости детских суждений на данном этапе выступает на первый план.
Поэтому данный вид мышления называют словесно-логическим. Чтобы ребенок стал использовать слово как самостоятельное средство мышления, он должен усвоить выработанные человечеством понятия, т.
Е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах. Но между словами-понятиями взрослого и словами-представлениями ребенка есть существенные различия. Имеющиеся у детей представления стихийно не могут превратиться в понятия. Их можно лишь использовать для формирования понятий.
С этой целью ребенка сначала учат при помощи собственных действий выделять в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание понятия.
Дальнейший ход его формирования заключается в замене ребенком реальных действий развернутым рассуждением, которое в словесной форме воспроизводит все основные моменты этого действия. В конечном счете, рассуждение начинает проводиться не вслух, а про себя; оно сокращается и превращается в действие отвлеченного логического мышления. Это действие выполняется при помощи внутренней речи.
Итак, возрастной переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению может быть ускорен путем специально организованного обучения. Мною в процессе диагностики были использованы следующие игры, которые чередовались между собой.
Таблица 1
Наименование игры | Возраст |
Цветные счетные палочки | 3-7 лет |
Комплект игр к счетным палочкам Кюизенера | 3-7 лет |
Кубики для Всех «Уголки» | 2,5-12 лет |
Кубики для Всех | 3-7 лет |
Кубики для Всех | 3-12 лет |
Конструктор геометрический | 2,5-6 лет |
Конструктор геометрический | 3-12 лет |
Конструктор «Мозаика» | 3-12 лет |
Кубики «Сложи узор» | 2-7 лет |
Кубики «Хамелеон» | 4-8 лет |
Кубики «Уникуб» | 3-12 лет |
Логический экран Готовится к выпуску: 4 блок — «Мир эмоций», 5 блок — «Быт русского народа» | 4-8 лет |
«Цветное панно» | 3-12 лет |
«Логическая мозаика» | 3-6 лет |
Все эти игры были использованы при проведении диагностики в течение месяца. В результате проделанной работы были подобраны также игры, формирующие логическое мышление: лингвистические и дидактические игры, логические задачи, стихи-небылицы с логическими ошибками, которые направлены на развитие связной речи, логического мышления, обогащение лексического словарного запаса дошкольников. Все игры подобраны по лексическим темам и вынесены в Приложение. Дарьина Л. А., Воспитатель МДОУ № 1
Формирование основ логического мышления у старших дошкольников