Франческо Петрарка и литература эпохи возрождения
Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, которая пришла на смену культуре средневековья и предшествовала культуре нового времени. Приблизительные хронологические границы эпохи — XIV — XVI столетие. Эпоха Возрождения включает три фазы: раннее, высокое и позднее Возрождение. Возникло оно в Италии, а позднее распространилось и на другие европейские страны — в XV — XVI столетиях идеи Ренессанса распространяются во Францию и Германию, а в Англии и Испании Возрождение приходится на XVI — начало XVII ст.
Выдающимися
Появляется любопытство к античной культуре, происходит будто ее «возрождение» — так и появился этот термин. Вместе с тем литература вместо латыни начала использовать национальные языки, появился интерес к народному творчеству при одновременном интересе античными образцами.
Для
Важной чертой творчества гуманистов было открытие мира и человека, стремление к познанию всего, что связано с человеком, поиски путей к счастью человека. Гуманисты отстаивали право человека радоваться и быть счастливыми в этой, земной жизни. Центральной фигурой эпохи был художник, который добывал в борьбе свое право изменять, совершенствовать мир по эстетичным законам.
Во второй половине XVI ст. на смену ренессансному искусству в Европе приходит маньеризм и раннее барокко.
Возрождение, или Ренессанс, — одна из наиболее ярких эпох в развитии европейской культуры, которая охватывает почти три века с середины XIV ст. до первых десятилетий XVII ст. Для культуры Возрождения характерно светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности земного бытия, величия ума и творческих способностей человека, достоинства личности. Гуманизм стал идейным основанием культуры Возрождения.
Гуманисты выступили против диктатуры католической церкви в духовной жизни общества.
Они подвергали критике метод схоластической науки, основанный на формальной логике, отбрасывали ее догматизм и веру в авторитеты, расчищая тем самым путь для цельного развития научной мысли. Зарождение ренессансной литературы во второй половине XIV ст. связано с именами Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо. Они утверждали гуманистические идеи, достоинства личности, связывая их не с родовитостью, а с доблестными действиями человека, его волей и правом на наслаждение радостями земной жизни.
Явление таланта Петрарки огромное.
Оно не покрывается даже высочайшим признанием его собственных литературных заслуг. Личность, поэт, мыслитель, общественный деятель — в нем нераздельны. Вот уже свыше шестисот лет человечество уважает великого итальянца, прежде всего за то, что он, наверное, как никто другой, оказывал содействие становлению новой эпохи, которая называется Возрождением. Франческо Петрарка был первым большим гуманистом, поэтом и гражданином, который сумел понять целостность новых течений мысли и объединить их в поэтическом синтезе, который стал программой грядущих европейских поколений.
Петрарка — родоначальник новой современной поэзии. Его «Книга песен» надолго определила пути развития европейской лирики, став своеобразным неопровержимым образцом.
Сначала для современников и ближайших последователей у себя на родине Петрарка был большим реставратором классической древности, предвестником новых путей в искусстве и литературе. Мало того, Петрарка проторил своим поэтическим последователям путь к познанию задач и сущности поэзии, познанию морального и гражданского призвания поэта. Во время чтения произведений Петрарки возникает автопортрет, где бросается в глаза черта — потребность в любви. Это и желание любить, и потребность быть любимым.
Предельно четкое выражение эта черта нашла в любви поэта к Лауре, главной героине сонетов и других стихов, которые составляют «Книгу песен». Важна в жизни Петрарки и любовь к домашним, к многочисленным друзьям: Гвидо Сетте, Джакомо Колона, Джованни Боккаччо и ко многим другим. Вне дружбы, вне любви к ближнему и вообще к людям Петрарка не мыслил себе жизнь.
Еще одна черта, которую выделил в себе сам поэт и за которую временами себя казнил, — это любовь к славе. Не в значении, однако, простого тщеславия. Желание славы у Петрарки было теснейшим образом связано с творческим импульсом.
Оно-то большей частью и побуждало Петрарку заняться писательством. С годами и эта любовь, любовь к славе, стала уменьшаться. В «Письме к потомкам» он с грустью пишет о своем венчании в Риме, а перед смертью даже был готов признать триумф Времени над Славой. К несомненным земным радостям принадлежит, согласно Петрарки, и вера в красоту человека и могущество его ума.
Но все это закрыло и множество побочных соблазнов, которых, по мнению Петрарки, человеку, из-за его слабостей, тяжело избежать. Отсюда и сомнения в абсолютной ценности земной радости. Петрарка был поразительно восприимчив ко всему, что его окружало.
Его интересовало и прошлое, и настоящее, и будущее. Поражает и широта его интересов.
Он писал о медицине и о качествах, необходимых полководцу, о проблемах воспитания и о распространении христианства, о астрологии и о падении военной дисциплины, о выборе жены и о том, как лучше устроить обед. Петрарка чудесно знал античных мыслителей, но сам в сфере чистой философии не создал ничего оригинального. Критический же его взгляд был цепкий и точный. Много интересного написано им о практической морали. Сторонясь мирской суеты, Петрарка жил интересами времени, не был далек и от общественных страстей.
Он был пламенным патриотом. Италию он любил до сумасшествия. Ее беды и нужды были его собственными, личными.
Этому есть множество подтверждений.
Одно из них — знаменитейшая канцона «Италия моя». Заветным стремлением его было видеть Италию единой и могущественной. Петрарка был убежден, что только Рим может быть центром папства и империи. Он оплакивал низменность Италии.
Самое страшное для Петрарки — внутренние раздоры. Сколько усилий он приложил, чтобы остановить братоубийственную войну между Генуей и Венецией за торговое преимущество не Черном и Азовском морях! Литературу Петрарка понимал как художественное совершенство, как богатство духовное, как источник мудрости и внутреннего равновесия.
В оценках же временами ошибался.
Он думал, что его «Триумфы» по значимости настолько же превосходят «Канцоньере», насколько «Божественная комедия» превосходит дантевскую же «Новую жизнь». Еще он ошибался в оценке своих латинских произведений, которые количественно превосходили написанное им по-итальянски в пятнадцать раз! В сонете CLXVI Петрарка говорит, что не займись он «мелочами» , «Флоренция нашла бы поэта, как Мантуя, как Арунка: и Верона».
Флоренция нашла поэта не меньшего, чем Вергилий и Катулл, и подарила его Италии и всему миру, но именно благодаря этим «мелочам». Конечно же, главным произведением Петрарки является его «Книга песен», которая состоит из 317 сонетов, 29 канцон, а также баллад, секстин и мадригалов.
Франческо Петрарка и литература эпохи возрождения