Французская литература религиозных войн 16 века
Религиозные войны, длившиеся с некоторыми перерывами от начала 1560х годов до 1594г., когда ценой отречения от протестантизма Генрих Наваррский взошел на престол под именем Генраха 4 и принес стране умиротворение, породил богатую литературу политических памфлетов, религиозно-философских трактатов, поэм, полных гражданского пафоса, и всякого рода сатир, исходивших из обоих лагерей. Особенно широко развивается эта литература после страшного избиения католиками гугенотов, известного под именем Варфоломеевской ночи. Наиболее крупными и художественно
Они были людьми большой литературной культуры, усвоившими поэтическую технику «Плеяды». Но поэтика их существенно иная. Вместо материалистически — чувственного восприятия жизни, гедонизма и аппарата античной мифологии, в их поэмах суровый пафос борьбы и величавые, героические образы, вдохновленные Библией.
Дю Бартас, ревностный гугенот, военный дипломат при дворе Генриха, выпустил через год после Варфоломеевской ночи поэму «Юдифь», в которой современники
Агриппа д’Обинье — это пламенный борец за кальвинизм, поэт и воин, был выдающимся гуманистом и одним из ученейших людей своего времени. Обинье с юности знал древние языки, математику и астрономию. Очень любил античность и никогда не изменял ее традиции. Служил простым солдатом в армии протестантов.
Его религиозная и суровая поэзия не является отказом от радостей жизни. Главное произведение Обинье — «Трагические поэмы», написанное в конце 1570х, изображает страдание Франции, истерзанной гражданскими войнами, дурным управлением королей, интригами хищных агентов Рима. Лишенное единого связного сюжета, оно представляет собой чередование размышлений, сатирических выпадов против угнетенной родины, отдельных эпизодов борьбы, воспоминаний и т. д.
Оно состоит из 7 частей, носящих выразительные заглавия:
«Бедствия», о разорении крестьян, нищета деревень, голод, война. «Монахи», даются портреты адских чудовищ — Карла 9, Генриха 3 и их матери, «плотоядной и нечестивой» Екатерины Медичи. «Золотая плата», о разврате придворных, продажности судей «Огонь» «Клинки» «Мщения» «Суд» = излагается история многовековой борьбы папства с представителями истинной веры. Все завершается образом «страшного суда», несущего возмездие насильникам и райскую награду их жертвам.
Особенно выделяется в поэме описание Варфоломеевской ночи — это страшное описание убийств и кровавой борьбы. Обинье принадлежит также ряд религиозно-политических памфлетов в прозе. После отречения Генраха от протестантства и его смерти, Обинье покинул Париж и поселился в своем имении. Там он написал свою «Всемирную историю».
Пронизанную кальвинистскими идеями, за которую подвергся гонениям, должен был бежать из Франции и умер в Женеве. В старости Обинье написал небольшой сатирический роман «Приключения барона де Фенеста», в котором главному герою, де Фенесту, пустому щеголю и бездельнику, противопоставлен господин д Эне, честный дворянин, хороший хозяин. Обинье — крупнейший французский поэт конца Возрождения.
Углубленный интерес к жизни и е актуальным проблемам демонстрируют сочинения Брантома. Свои мемуары он разделил на несколько сборников по темам: «Жизнь знаменитых воинов». «Жизнь галантных дам» и т. п. Это лишь зарисовки им слышанного и виденного.
Мишель де Монтень, принадлежал к крупной чиновничьей буржуазии города Бордо. С детства получил прекрасное образование. Будучи мэром города Бордо, предпринял большое путешествие дабы расширить свой умственный кругозор. Старался держаться в стороне от религиозных войн, к которым оставался равнодушным. Плод его чтений и размышлений — книга «Опыты», образец богатой прозы французского Возрождения.
Это собрание наблюдений, анекдотов, мыслей, комментированных выписок из древних и новых авторов. Книга обладает глубоким внутренним единством — темы и мировоззрения. Предмет его изучения — человек, природу которого он понимает не как его предшественники. Монтень подходит критически к самому понятию человека. Он утверждает, что человек — существо вечно меняющееся, приспосабливающееся ко всему = человек может высоко вознестись и низко пасть.
Человеческий ум может развиваться и заблуждаться = в философии Монтеня и оптимизм и пессимизм.
В основе системы Монтеня лежит ощущение полноты жизни, стремление к счастью. Его цель — преодолеть страдания, его оружие — разум и воля. «Самая великая вещь в мире — принадлежать себе» Монтень был вынужден маскировать свои взгляды, слишком смелые для того, чтобы он мог их прямо высказать. Однако в его книге чувствуется отрицание Бога и загробной жизни.
Высшая моральная норма для Монтеня — умеренность и близость к природе. Он разрабатывает версию Ронсара о первобытных народах и удаленных от скверной суеты и денег странах.
Французская литература религиозных войн 16 века