Французские романы путешествий
В середине XIX века исторический приключенческий роман вытесняется романом путешествий, но сюжетная основа остается прежней; борьба неутомимого героя с всевозможными препятствиями и кознями врагов; обретение им после многих испытаний материального благополучия и семейного счастья. В период ожесточенного колониального соперничества европейских держав, когда мир в основном уже был поделен на «сферы влияния», когда смелые путешественники с каждым годом углублялись все дальше и дальше — в заповедные дебри Африки, Австралии и Южной
Многочисленные приключенческие романы уснащаются красочными описаниями исследований неведомых земель и островов, экзотической природы, животного и растительного мира, своеобразного быта аборигенов. Либерально настроенные писатели не скрывают возмущения жестокостью завоевателей, утверждавших огнем и мечом свою власть в колониях. Когда речь заходит о господстве англичан в Индии, португальцев в Африке или бедственном положении американских индейцев, французские романисты изображают истинное положение
Но больше всего достается англичанам, исконным соперникам французов в борьбе за раздел мира.
В приключенческом жанре одним из первых обратился к географической экзотике Габриель Ферри. Длительное пребывание в Мексике обогатило его запасом жизненных наблюдений, которые он использовал в романах, опубликованных большей частью посмертно: «Ко сталь-индеец» , «Лесной бродяга» и др. Романы Ферри с яркими описаниями мексиканской природы, обитателей диких лесов и пустынь, идеализированными образами бесстрашных охотников, искателей приключений зачитывались в России до дыр. Его произведения издавались для юношества и в начале XX века.
Продолжатели этого направления Постав Эмар и Луи Буссенар много лет провели в путешествиях и скитаниях по разным странам, иногда совершенно неизученным и труднодоступным, Фактические данные для своих романов они черпали во многом из собственные впечатлений. Книги этих популярных писателей, привлекавшие молодежь свободолюбивыми, гуманными мотивами, занимательным сюжетом и новизной материала, скроены, в общем, по шаблону.
Достаточно прочесть два-три романа из нескольких десятков, написанных каждым автором, чтобы составить представление о его творчестве. И все же в лучших романах такого типа, несмотря на их художественные недостатки, юные читатели находили много интересного и поучительного.
Французские романы путешествий