Фредерик Моро герой романа Г. Флобера «Воспитание чувств»

«Жизнь должна быть непрерывным воспитанием. Всему нужно учиться — учиться говорить так же, как учиться умирать», — писал Флобер. Воспитанию, а точнее, жизни, формирующей опыт, посвящен этот роман.

Молодой провинциал Фредерик Моро приезжает в Париж; он длинноволос, романтичен, декламирует меланхолические стихи и сетует, что счастье, которого заслуживает его возвышенная душа, так запаздывает.

Его друг советует ему подражать бальзаковскому Растиньяку, но Фредерик Моро — воплощенное мечтанье, тогда как Растиньяк — воплощенная

деятельность. К тому же герою Флобера досталось от дядюшки вполне приличное наследство, и карьера его не слишком интересует. Фредерик Моро влюбляется в г-жу Арну, женщину старше себя, мать двоих детей.

Она отвечает ему едва высказанной взаимностью, но остается неизменно верной супружескому долгу. Фредерик Моро в досаде изменяет своей великой любви с бывшей содержанкой мужа г-жи Арну, Розанеттой, и горько переживает свое падение.

В родном городке Фредерик Моро сватают за богатую соседку, которую он знал еще девочкой и которая безумно влюблена в него. Фредерик Моро недостает духу сказать «нет» юной Луизе,

и он сбегает в Париж, где продолжается его связь с содержанкой Розанеттой. Одновременно он ухаживает за черствой светской кокеткой, несметно богатой г-жой Дамбрез, продолжая любить г-жу Арну и в душе восхищаясь своей испорченностью.

Г-жа Арну страдает от неверности своего паладина. Страдает и юная Луиза, поняв, что обманута. Удрученный герой бросается в политику, но вскоре понимает, что это занятие его не интересует, и вновь возвращается к праздности, любви и «падениям».

Умирает г-н Дамбрез, и стареющая вдова, к тому времени уже любовница Ф. М., предлагает ему жениться на ней. Соблазненный богатством, Ф. М. соглашается, но в последний миг отказывается: подобный карьеризм ему не по силам. А в конце романа он отказывается и от любви г-жи Арну, испуганный ее сединой.

Ф. М. слаб во всем: и в добродетели, и в пороке. Флобер создает новый тип психологизма: поведение героя есть результат борьбы, разыгрывающейся в потемках неосознанного. Поведение Ф. М. объясняется игрой чувств, над которыми он не властен. Неизбывная ложь как жестокая правда жизни — таков вывод Флобера.

Но где ложь и где правда? Ф. М., всякий раз опьяняясь словами, сам верит тому, что говорит. Оттого верят и ему.

Золя восхищался деловитостью повествования и точным отображением эпохи. Роман с его бездеятельным героем, отсутствием драматических конфликтов и вниманием к мелочам стал учебником для нового, «натуралистического» направления в литературе. Как школу литературного мастерства воспринимали его и последующие поколения писателей. «»Воспитание чувств» — Библия», — писал Гюисманс. «Ключом к эпохе» назвал этот роман Жюль Ренар.




Фредерик Моро герой романа Г. Флобера «Воспитание чувств»