«ФУГА СМЕРТИ» РАФАЭЛЯ ЦЕЛАНА
Одна из печальных событий ХХ столетия — Вторая мировая война — оставила глубокий след в сознании миллионов людей, которые живут на разных континентах и говорят на разных языках. Масштабы этой трагедии не имели аналогов в мировой истории. Как никакое другое событие, эта война приобрела трактование в литературе. Выдающегося австрийского поэта Рафаэля Целана события тех лет затронули непосредственно. Он родился в 1920 году в Черновцах в семье немного еврейского коммерсанта.
После окончания школы Рафаэль едет в Францию для того, чтобы
Родители поэта как евреи были депортированы в концлагерь: оттуда возвратить им не судилось. Сам Рафаэль Целан попал в трудовой лагерь, но ему удалось выжить.
События Второй мировой войны справили значительное влияние на все дальнейшее творчество Рафаэля Целана. В 1948 году
Но в отличие от классических образцов элегического жанра Целан вносит в свои стихи апокалипсические мотивы, связанные с авторским мировосприятием. Целан рассматривал Другу мировую войну как «последний акт истории», после которого должен состояться Страшный суд. Такое расположение духа пронимает и создавай Целана. Один из центральных стихов обеих сборников — «Фуга смерти». Жанровое определение «Фуга» связано с музыкантом.
Фуга — это музыкальное произведение полифонического характера.. Этот принцип — основа композиционного строения стиха Целана. Поэзия, как и музыкальное произведение в жанре фуги, должна прежде всего вызвать эмоциональное волнение. Для этого автор создает образы, построенные на свободных ассоциациях, повторах, и достигает впечатляющего результата. Стих передает залог шока.
Насыщенный повторяемыми и вариативными согласно жанровым законам фуги образами, стих объявляет читателя, передает почти физическое ощущение боли. Вместе с тем именно благодаря многозначности образов стиха у читателя возникает параллель с книгой Апокалипсису, который отвечает авторскому видению событий Второй мировой войны.
Вся жизнь Рафаэля Целана Преисполненное невыразимым трагизмом, трагизмом, который определил тональность его творчества. Кровавые социальные трагедии ХХ ст., ужасные события Второй мировой войны сформировали мировоззрение, которое называют «апокалипсическим». Одна из главных тезисов творчества, которое развивается в большинстве его поэтических произведений, Для усиления эмоционального влияния П. Целан использует форму музыкальной фуги. Фуга — многоголосное полифоническое произведение, основанное на приемах имитации, т. е. одна и та самая тема поочередно изменяется и подается в разных голосах. За строением фуга состоит из трех основных разделов.
В первом тема проводится во всех голосах; вторая часть строится более свободно: тема развивается поочередно в разных голосах. В заключительном разделе фуги утверждается главная тональность произведения. По этим принципам строится и композиция «Фуги смерти». Особенности синтаксиса поэзии подчеркивают ее «музыкальную организацию»: лишенный разделительных знаков, текст польется, творя скорбную мелодию, в которой разные голоса оказывают содействие развитию и усилению основной темы. Как и музыкальное произведение, «Фуга смерти» вызывает в первую очередь эмоциональные переживания, шок, и лишь потом читатель старается осознать значение образов, ассоциации, которые они вызывают.
Именно из этих ассоциаций и начерчиваются тема, мотивы произведения. Уже название поэзии предусматривает сложный и неоднозначный ассоциативный ряд. Например: фуга — Бах, Сделка — Германия — слава и гордость — духовное, вечное.
В поэзии «Фуга смерти» П. Целан средствами разных видов искусства попробовал передать трагедию. Образа его не имеют однозначного трактования, так как поэт должен был признать, что «выговорить», найти соответствующие этой трагедии слова поэзия почти не способная.
«ФУГА СМЕРТИ» РАФАЭЛЯ ЦЕЛАНА