Функциональные стили речи

Цель данного занятия — научиться различать функциональные стили речи, ознакомиться с основными характеристиками каждого функционального стиля. В заданиях употребляются следующие термины: Функциональный стиль — это подсистема литературного языка, определяемая условиями и целями общения в определенной сфере общественной деятельности и обладающая некими стилистически значимыми языковыми средствами. Выделяют следующие функциональные стили: научный, официалъ но-деловой, публицистический, художественный, разговорно-обиходный. Прочитайте

приведенные отрывки и определите, к текстам каких функциональных стилей они принадлежат. А. Уже древнегреческие мыслители видели, что помимо общего в том масштабе, в каком его постигают «частные науки» , есть общее и большего масштаба, а именно — в отдельности для каждой из трех основных областей действительности: природы, человеческого общества, сознания. Но существует и всеобщее, которое присуще земному универсуму в целом и выражается в законах и категориях типа «необходимость», «случайность», «причинность», «связь», «время» и т. п. Таким образом, структурное поле общего включает
в себя конкретно-общее, наиболее общее каждой из трех основных областей действительности и всеобщее. Б. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли, определенные учредительными документами.

В отличие от акционерного общества право на долю подтверждается не ценной бумагой, а лишь свидетельством, которое в соответствии с уставом ООО может выдаваться его участникам. В. Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, — с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия.

А «осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик». Потом бабьим летом паутины много село на поля. Г. Можно ли давать урок, если нет классной комнаты?

Сдавать экзамен без зачетки в кармане? Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования? В о т Джо М а р — тин, например, так не д у м а е т. Е м у 41 год, он не последний человек в одной из страховых компаний Индианаполиса — и в то же время студент университета Дьюка. Во время перерыва на обед или вечером, когда жена мистера Мартина уже спит, Джо садится за клавиатуру компьютера, входит в Интернет и начинает грызть гранит н а у к и в том месте, которое е м у обозначил профессор, стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома. D 7.2.

Прочитайте отрывок из статьи и докажите, что этот текст принадлежит научному стилю. Дополнительное предположение о том, что полезность или прибыль каждого экономического субъекта максимизируется, заложенное в качестве предпосылки в неоклассическую экономическую теорию, необходимо для того, чтобы предметом анализа было устойчивое, а значит, оптимальное для всех состояние, когда дальнейший обмен или дальнейшее производство приведут к снижению благосостояния кого-либо из участников. Проверить, соответствует ли поведение потребителя или управляющего максимизации полезности, обычно невозможно, поскольку его функция полезности нам заранее неизвестна. 7.3. Проанализируйте предложенный фрагмент текста и докажите, что он относится к официально-деловому стилю речи.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об оружии» Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить следующие размеры единовременных сборов, взимаемых с юридических лиц и граждан за выдачу лицензий на торговлю гражданским и служебным оружием, его приобретение, разрешений на хранение или хранение и ношение, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации оружия и патронов к нему, а также за продление срока их действия, согласно приложению № 1. — 7.4. Напишите заявление в профсоюзный комитет с просьбой предоставить вам путевку на базу отдыха. Используйте конструкции официально-деловой речи. — 7.5.

Составьте доверенность на получение стипендии. — 7.6. Прочитайте отрывок из статьи В. Сидорина «Молодежь идейно ушла в себя», найдите в нем черты, свойственные газетно-публицистическому стилю. Бежать с помощью водки и наркотиков нынче не модно. Зато тысячи парней и девушек вечера и даже ночи напролет проводят в обнимку с компьютером.

На его экране они видят то, что хотят, а не то, что им навязывает общество в образе телевизора, молочного магазина или родного института. Одна из самых любимых «фишек» молодежи — хакерство. Можно забраться в Интернет и скачивать оттуда рефераты, курсовики, дипломные работы. Час работы в Интернете стоит от доллара до пяти, зато сколько кайфа! .И еще.

В мире компьютерных грез никто не задает дурацких вопросов типа «А какая идея тебе близка?» . 77. Докажите, что приведенный ниже отрывок текста принадлежит Художественному стилю речи. Сонные мухи, потревоженные нашим разговором, тихо гудели на потолке, мало-помалу задремывая, часы зашипели и звонко и печально прокуковали одиннадцать. «Утро вечера мудренее», — пришли мне в голову успокоительные слова отца, и опять мне стало легко и как-то счастливо-грустно. Отец уже спал, в кабинете было давно тихо, и все в усадьбе тоже спало.

И что-то блаженное было в тишине ночи после дождя и старательном выщелкивании соловьев, что-то неуловимо прекрасное реяло в далеком полусвете зари. D 7.8. Найдите в отрывке из художественного текста просторечные формы и нарушения литературных норм, подумайте, с какой целью они используются автором. — Вы его не хватайте, — посоветовал Потап, — он дерется. Вы его вдарьте сразу.

Не бойтесь, я подсоблю. Момент. Господа студенты, сейчас он у нас в ножках валяться будет. — Михаил Иваныч, — сказал городовой, а я вас и не признал-с.

Странный человек опустил голову и тихо засмеялся. И тут же забулькал пер вый ряд столпившихся, за ним остальные. Все тихо смеялись, кроме студентов. — Уморили, — глупо сказал Потап. — А я думаю: дай-ка я их пугну-с. — Ну, будя, — сказал Шипов. — Много чести. А чего это у вас никто не пьет, не ест? Ай случилось чего? . D 7.9.

Прочитайте отрывок из интервью с президентом Инкомбанка, Найдите в нем элементы разговорной речи. По большому счету мне все равно, кто выиграл конкурс — ОНЭКСИМ Банк или структура [их конкурентов]. Мне обидно за наше правительство, которое ничему не учится.

Между тем, последствием этого могут стать серьезные потрясения в экономике. Чиновники меняются, а способы работы остаются прежними. Тем самым оппозиции даются козыри. Ведь в любом единоборстве нельзя давать противнику руку в захват — иначе тебя могут положить на лопатки {Деловые люди.

2007. № 78).


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Функциональные стили речи