Г. Сковорода. Сборник «Басни харьковские»

Общая характеристика сборника. Оставив педагогическую работу и живя в селах близ Харькова, Г. Сковорода написал знаменитый сборник басен «Басни харьковские». Первая половина его, очевидно, созданная в 1769 г., так как сам автор сообщает, что «полтора десятка басен» он написал «в седьмом десятке нынешнего века, отстав от учительской должности».

Вторая половина сборника написана в 1774 г. в селе Бабаях, и тогда же Г. Скворода прислал весь сборник из 30 басен своему приятелю П. Ф. Панкову с письмом-посвящением, в котором высказал свои

взгляды на жанр басни.

В этих баснях, с одной стороны, автор продолжал традиционную тематику басен Антония Радивиловского, басен из риторик и поэтик, а с другой — выступал как новатор, который расширяет идейно-тематические горизонты басни, выводит ее на путь самостоятельного развития.

Григорий Савич определял басню, как «мудрствую игрушку, что в себе прячет силу». Эта умная штука «сверху ничто, но в середке чтось, снаружи ложь, но внутри истина… картинка, сверху смешна, но внутрь благолепна». Он хорошо понимал, что форма басни дает ему возможность высказывать и пропагандировать свои общественно-политические

и философско-этические взгляды.

Идейно-тематическая направленность басен школьного репертуара была довольно ограниченной нуждами практической морали. Как и его предшественники на ниве байкарства, Г. Сковорода поднимает в баснях дружбу, любовь, ум и положительные человеческие черты, показывает, что настоящая ценность человека определяется не одеждой, внешней красотой, богатством, происхождением, титулами, чинами, должностями, т. е. не внешними, а внутренними качествами. Эти качества — ум, знание, трудолюбие, честность, справедливость — определяют поступки каждого человека.

Наибольший интерес представляют басни, в которых Г. Сковорода разоблачает отрицательные явления тогдашнего общества. Прежде всего, баснописец клеймит губительность честолюбия и сластолюбия, неудержимого стремления к богатству и имениям, показывает бестолковость богатства. Среди басен есть также такие, которые направлены против ненасытного и алчного панства, его погони за славой и чинами.

Итак, философ-баснописец считал, что воспроизведение истины является характерной чертой басни: «Басня тогда бывает скверная и бабника, когда в подлой и смешной своей шелухе не заключает зерно истины, похожа на орех свищ».




Г. Сковорода. Сборник «Басни харьковские»