Ганс Магнус Энценсбергер

Самым значительным, сознающим свой общественный долг поэтом этого поколения является Ганс Магнус Энценсбергер, который выступал и как эссеист, критик, драматург, прозаик, издатель, и как переводчик. Уже в первых стихах Энценс-бергер показал себя как политический автор с самобытной манерой письма, который боролся с избитым языком коммуникативных средств и рекламы. В сборнике «Защита волков» он берет на прицел вызывающие озабоченность порядки в империалистическом обществе.

Он атакует уступчивость «овечек», которые покорились

«волкам» и не разгадали ложь о так называемом «классовом мире», он обрушил настоящий залп брани в адрес соблазненных:

Глядитесь в зеркало: трусы, вы сторонитесь правды суровой. К чему учиться, лучше мышление передоверить волкам. Кольцо в носу — шик наивысший ваш. Самый нелепый обман, самый жалкий посул вас прельщают.

Шантаж — самый грубый — слишком мягок для простофиль.

В книге «Язык страны» Энценсбергер изображает, зачастую в абсурдных картинах, мир, находящийся под властью денег. Автор ищет альтернативу, ищет то, чему «можно воздать на земле громкую хвалу». В стихотворениях, вошедших

в сборник «Шрифт для слепых» , усилились признаки разочарованности; одновременно указывалось и направление поиска: уход от общественной суматохи, который все еще служит самосознанию:

Здесь светло, возле ржавой воды,

Невесть где,

Здесь,

Где серые ивы, где серые

Травы,

Где угрюмое светлое небо,

Где стою я.

Здесь, где я стою, серебрится под ветром болотный пух,

Видишь, как светится безмолвная глухомань, здесь, только здесь — земля.

Концепция политической поэзии у Энценсбергера достаточно противоречива: с одной стороны, он требует выступать за социальный прогресс, прямо говорить о политических порядках, с другой стороны — он предостерегает от того, чтобы принимать участие в революционном движении. Такой разлад побудил его в течение нескольких лет заниматься прежде всего политической публицистикой. Появившаяся в 1975 году книга «Мавзолей», в которой даны портреты исторических личностей, и другие произведения, вышедшие между 1970 и 1975 годами, свидетельствуют о том, что достижения 60-х годов открыли для него более широкие горизонты.

Правда, позиция лирического героя не изменилась, он по-прежнему придерживается такой выжидательной, скептической точки зрения.




Ганс Магнус Энценсбергер