Гениальное творчество Бальзака

Оноре Бальзак вошел в мировую литературу как выдающийся писатель-реалист. Бальзак был сыном мелкого буржуа, внуком крестьянина, он не получил того воспитания и того образования, которое дают своим детям дворяне. Писатель ставил основной целью своего творчества «воспроизведение черт грандиозного лица своего века через изображение характеров его представителей». Он создавал сотые, тысячи непохожих друг на друга персонажей, жизнь которых, на первый взгляд, может казаться хаотичным, диффузным движением. Но все это движение стихийно вкладывается

в определенное русло, подчиняется определенным законам.

Бальзак интуитивно проник в суть социальных процессов, через художественный анализ дошел к синтезу, причем его изучение законов развития общества выявилось настолько глубоким, что специалисты признают его первенство над ними.

Оноре де Бальзак начал писать чуть позже Стендаля. Писательству предшествовала юридическая карьера и работа журналиста. Бальзак даже успел открыть собственную типографию, которая со временем прогорела. Он взялся создавать романы ради заработка.

И очень удивил мир абсолютной зрелостью своего стиля. Романы «Последний

шуан, или Бретань в 1800году» и «Сцены частной жизни» понравились читателям, хотя критика встретила их сдержанно. После этих произведений Бальзак уже больше не рос как художник, а просто выпускал в мир одно произведение за другим, за две недели создавая очередной роман.

Одной из самых серьезных страстей Бальзака, начиная с детских лет, была философия.

В школьном возрасте он чуть не сошел с ума, когда в католическом пансионе ознакомился со старинной монастырской библиотекой. Он не начал серьезную писательскую работу, пока не проштудировал работы всех более или менее выдающихся философов старых и новых времен. Поэтому и возникли «Философские этюды» , которые можно считать не только художественными произведениями, а и довольно серьезными философскими работами. К «Философским этюдам» относится и роман «Шагреневая кожа» , фантастический и вместе с тем глубоко реалистический. Бальзак любил повторять: «Самим историком должно быть французское общество.

Мне остается лишь служить его секретарем».

Эти слова указывают на материал, на объект изучения творчества Бальзака, но замалчивают средства его обработки, которые «секретарскими» назвать нельзя. Бальзак, создавая образы, опирался на то, что видел в реальной жизни, но на основе материала жизни он выводил определенные законы, по которым существовало, да и, к сожалению, существует общество. Он делал это не как ученый, а как художник. Поэтому такого значения приобретает в его творчестве прием типизации. Типичный образ имеет конкретное оформление, но одновременно он воплощает определенную тенденцию, которая существует в обществе на определенном историческом отрезке.

Бальзак создавал типичные образы по-разному.

Он мог быть нацеленным только на типичность, как например, в «Монографии о рантье», а мог заострять отдельные черты характера или создавать обостренные ситуации, как, например, в повестях «Евгения Гранд» и «Гобсек».

Вот, например, описание типичного рантье: «Практически все особи этой породы имеют на вооружении трость или табакерку… Подобно всем особям рода «человек» , он имеет семь клапанов на лице и, наверное, владеет полной костной системой… Его лицо бледное и часто имеет форму луковицы, оно не имеет характерности, которая и является его характерным признаком». А вот набитый испорченными консервами, никогда не топленный камин в доме миллионера-гобсека, безусловно, с чертой обостренной, но именно эта обостренность подчеркивает типичность, разоблачает тенденцию, которая существует в реальности, предельным выражением которой и выступает Гобсек. Власти денег Бальзак боялся больше, чем власти феодалов.

На королевство он смотрел, как на единую семью, в которой король является отцом и где существует естественное состояние вещей. Что касается правления банкиров, которое началось после революции 1830 года, то здесь Бальзак увидел серьезную угрозу для всего живого на земле, так как ощутил железную и холодную руку денежных интересов. А власть денег, которую он разоблачал постоянно, Бальзак отождествлял с властью дьявола и противопоставлял ее власти Бога, естественному ходу вещей.

Главным объектом изучения в творчестве Бальзака является мощнейшая сила сегодняшнего времени — буржуа, те самые «ангелы денег», которые приобрели значение главной движущей силы прогресса, Бальзак разоблачает их обычаи, детально и скрупулезно, как биолог, который исследовал привычки определенного вида животных. Увеличение капитала становится почти инстинктом в характере. Гранд перед смертью он «страшным движением» хватает золотой крест священника, который склонился над бессознательным человеком. Гобсек — «рыцарь денег», главный герой одноименной повести приобретает значение единственного бога, в которого верит современный мир, Выражение «деньги правят миром» ярко реализуется в повести.

Милый, неприметный на первый взгляд человек, держит в своих руках весь Париж. Гобсек наказывает и поощряет, он является по-своему справедливым и может жестоко подвергнуть наказанию того, кто пренебрегает благочестием и из-за этого влезает в долги, а может и отнестись благосклонно, как например, к белошвейке по прозвищу Огонек.

Отношения между людьми у Бальзака преимущественно определяются деньгами, но не только они интересовали автора. Мысль о создании единой системы произведений, которая могла бы реализовать стремление писателя изобразить широкую панораму жизни Франции XIX ст. возникла у Бальзака в 1833 г.

Так началась «Человеческая комедия» с персонажами, которые переходили из романа в роман. «Человеческая комедия» обобщает всю творческую деятельность Бальзака. Это многотомное издание включает 93 романа, в которых действуют 2000 персонажей. Романы «Человеческой комедии» автор группировал по трем разделам: «Этюды об обычаях», «Физиологические этюды» и «Аналитические этюды». «Этюды об обычаях», в свою очередь, разделяются на «Сцены частной жизни», «Сцены провинциальной жизни», «Сцены политической жизни», «Сцены военной жизни», «Сцены сельской жизни».

Таким образом, перед нами возникает огромная панорама всей Франции времен первоначального накопления капитала.

Мы видим огромный живой организм, который постоянно двигается. Ощущение постоянного движения и единства, синтетичности картины возникает благодаря персонажам, которые возвращаются. Например, Люсьен Шардон впервые встречается в «Утраченных иллюзиях», где старается покорить Париж, а в «Блеске и бедности куртизанок» Люсьен Шардон, уже покоренный Парижем и превратил в безропотное орудие дьявольского честолюбия аббата Вотрена. Максим де Трай, семья де Ресто постоянно появляются на страницах разных произведений, и у читателя возникает впечатление об отсутствии точек в конце отдельных романов. Это не просто собрание сочинений, а панорама жизни.

«Человеческая комедия» — яркий пример саморазвития произведения искусства, который ни в чем не уменьшает величия произведения, а наоборот — придает ему силы, которые идут от Природы. Именно таким могущественным, намного превышающим личность автора, и является гениальное творчество Бальзака.




Гениальное творчество Бальзака