Генри Райдер Хаггард
Генри Райдер Хаггард служил в колониальной администрации Южной Африки в переломный период ее истории. Он был очевидцем захвата Англией Трансвааля в 1877 году, алмазной и золотой лихорадки в Капской области, куда нахлынули со всех концов света толпы авантюристов, героического сопротивления зулусов, нанесших поражение англичанам в англо-зулусской войне 1879 года. На его глазах развертывались и события первой англо-бурской войны, в результате которой Лондон, чтобы собраться с силами для нового натиска на непокорных буров, вынужден был признать
Отсюда И такой интерес к африканской теме в приключенческой литературе того времени.
Хаггард родился в богатой семье. Его дед-банкир долго жил в Петербурге и женился на мировой, отец был помещиком. По своим политическим симпатиям писатель тяготел к тори.
Консервативные взгляды Хаггарда отразились в его двухтомной работе «Сельская Англия» , которую резко критиковал В. И. Ленин. Однако Хаггард-художник несравненно выше Хаггарда-публициста. Нельзя забывать, что В.
Подобно тому, как Киплинг открыл для Запада Индию, так Хаггард — Африку, с ее таинственными, загадочными обрядами, ритуалами, колдовством, сказочными сокровищами, которые магнетически притягивают героев романов, бегущих от тусклой действительности в эту страну чудес. Героические легенды и волшебные сказки аборигенов для писателя с неуемной фантазией — неиссякаемый кладезь вдохновения.
Этнографическая точность соединяется у него с поэтическим вымыслом, настоящее переплетается с прошлым, предание оборачивается реальностью. Убогий быт африканской деревни тут же — «колдуны»-философы, владеющие секретами гипнотического внушения, поразительной интуицией и проницательностью. Они приоткрывают завесу тайн, и герои устремляются к сердцу Африки, на поиски Неведомой страны, веря, что она действительно существует.
Первый из романов, прославивших Хаггарда,- «Копи царя Соломона» . Повествование ведется от лица англичанина Аллана Квотермейна, умудренного жизненным опытом старого охотника, справедливого, прямодушного человека, напоминающего Натаниеля Бампо. Как и герою Купера, нашедшему среди индейцев подлинных друзей, Аллану ближе, чем соотечественники, бесхитростные, честные зулусы, которых он не устает восхвалять. И если он иногда называет их «дикарями», то скорее потому, что так было принято, а не потому, что он сам так думал. Удивительные приключения излюбленного героя Хаггарда составляют сюжет и второго романа «Аллан Квотермейн» , а затем и других произведений В романе из жизни зулусов «Жена Аллана» автор обращается ко дням его тревожной молодости.
Аллан заключает союз с зулусским мудрецом Индаба-Зимби, который не раз спасает ему жизнь и фактически руководит его действиями. Книга написана с присущим Хаг-гарду блеском, и герой остается все тем же носителем здоровой нравственности. Параллельно возникает и второй цикл африканских романов Хаггарда, основанных на свободном толковании мифов, легенд, ритуальных обрядов, поверий разных негритянских народов, обычно языковой группы банту.
Вымысел здесь переходит в фантастику.
Например, в романе «Она» повелительница загадочного племени Амахаггер, прекрасная молодая женщина Она, владеющая тайнами медицины, философией, искусствами, мертвыми и живыми языками, продлевает свою жизнь в пламени священного огня до 2000 лет, чтобы дождаться возвращения Калликрата, жреца Изиды, убитого ею из ревности много веков назад. В потерпевшем кораблекрушение англичанине Лео Она видит далекого потомка своего возлюбленного, не сомневаясь, что Калликрат возродился в его облике. Позелитсльница строит честолюбивые планы, мечтая отправиться с Лео в Англию, но на сей раз пламя вечного огня, вместо того чтобы даровать бессмертие, отнимает у нее жизнь.
К этому же африканскому циклу относятся «Люди тумана» , «Айша» и многие другие романы, вплоть до «Она и Аллан» , где Хаггард сталкивает своих постоянных героев. Острый, захватывающий сюжет, мастерство изложения остаются и в этих книгах, о которых можно сказать, что автор видит в них Африку как типичный романтик — такой, какой она ему рисовалась в мечтах.
С годами Хаггард все больше повторялся, его творческая фантазия сникала, хотя высокий литературный профессионализм не изменял ему до конца дней. Самые значительные произведения он создал до 1910-х годов. Всего им опубликовано 75 книг.
Несомненный интерес для подростков представляют также некоторые из исторических романов, построенных на материале европейской истории или полулегендарного прошлого восточных стран. Как исторический романист, Хаггард искусно использует те же приемы интригуЕОщего авантюрного повествования, будь то произведение на тему скандинавского элоса {«Эрик Светлоокий») или о знаменитой царице Египта. В романах, посвященных английской, испанской и голландской старине, несмотря на некоторый субъективизм в оценке исторических событий, Хаггард правдиво воссоздает колорит позднего средневековья, рисует разложение феодальных верхов, жестокость и коварство служителей Инквизиции.
Трагическая история завоевания испанцами древнего государства ацтеков послужила темой хорошо написанного и сохраняющего познавательную ценность романа «Дочь Монтесумы» , в котором автор опирается на документальные источники. Все его сочувствие на стороне коренных жителей Мексики, подвергшихся опустошительному нашествию кучки испанских авантюристов во главе с Кортесом.
Генри Райдер Хаггард