Генрих Белль «Путник, когда ты придешь в Спа…» Высокий антивоенный и гуманистический пафос произведения
Показать антигуманный, противоестественный характер войны на основе описания судьбы искалеченного юноши-солдата; совершенствовать навыки работы над текстологическим анализом произведения; развивать связную речь учеников; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение отстаивать свою точку зрения.
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний.
Учитель. Наверное, каждый человек, который едва лишь закончил школу, еще много раз будет вспоминать ее в деталях, считая школу своеобразным
Пересказ эпизода «Встреча юного солдата со своей гимназией».
Выяснить, Почему избрана форма пересказа от первого или от третьего лица. .
II. Формирование новых знаний, умений и навыков учеников.
1. Беседа с элементами текстологического анализа.
Почему автор рассказывает именно о солдате-юноше, который едва лишь закончил гимназию? Почему судьба приводит его именно в ту гимназию, где он учился? Докажите, используя текст, что гимназия учебно-воспитательное
Можно ли сказать, что это название является в определенной мере символическим? Почему надпись оборвана на полуслове? Прочитайте, каким увидел себя в стекле лампочки герой. Сколько описаний героя содержится в произведении? . Проникаются ли окружающие страданиями и ужасным психологическим состоянием этого юноши? Какие слова свидетельствуют, что к такому уже привыкли? . Как вы считаете, что произошло с героем потом?
Какая связь вы видите между описанием судьбы искалеченного, разочарованного войной героя и оборванной цитатой эпитафии? Как вы думаете, почему герой, попав в родной город, совсем не вспоминает о родителях, о родных?
2. Развитие языка.
1) Задача по выбору.
А) Вы — автор картины или коллажа по мотивам рассказа. Опишите цветной фон событий в рассказе. Какие цвета создают символику событий?
Б) Вы — звукорежиссер радиотрансляции рассказа. Проанализируйте звуковой фон рассказа.
2) Задача по группам.
Опишите послевоенную встречу учеников этого класса. Все ли они избрали одинаковый путь?
Как вы считаете, что самое страшное в судьбе этого юноши?
К какому выводу вы можете прийти, если сравните его судьбу с судьбой героя стиха А. Твардовского «Я убит под Ржевом…»? Можно ли назвать персонажа рассказа Белля героем войны?
ІІІ. Подведение итогов урока.
Учитель. Война — антиестественное, антигуманное явление не только для конкретного человека, но и для всего человечества. Война самая страшная особенно для юных, так как искалечивает не только тело, но и душу, отбирает
Мечты. Бессмысленная война, когда человек становится орудием в руках агрессивных политиков, пропаганда войны, военного духа — преступление. Когда человек защищает Отчизну, близких, его гибель почетная, она достойна уважения.
Нельзя забывать об этих ужасных событиях, чтобы они не повторились.
IV. ДОмашняя задача.
«Мой голос против войны» — произведение-миниатюра или рисунок на эту тему. Прочитать рассказ М. Шолохова «Судьба человека» .
Подготовить сообщение о М. Шолохове.
Генрих Белль «Путник, когда ты придешь в Спа…» Высокий антивоенный и гуманистический пафос произведения