Для одного из наиболее знаменитых сюжетов этого эпоса поэт использовал местный ликийский миф, обработав его по правилам эллинистической поэтики и переместив действие во Фригию. Юпитер и Меркурий, испытывая благочестие людей, под видом странников обходят дома поселян и только в одном — бедном и убогом — встречают гостеприимство. В этой жалкой, покрытой болотным камышом хижине Филемон и Бавкида прожили всю свою жизнь — от свадьбы и до глубокой старости.
Хозяева стыдятся своего убогого крова; они сами омывают ноги своим гостям теплой водой ; все, что есть лучшего, подается на стол; когда появляется кратер с вином, боги обнаруживают свое присутствие: кратер пополняется сам собой.
Испуганные старики, узнав, кто перед ними, просят прощения за скромный прием; но гости, оценив их благочестие, предлагают им выбрать награду. Добрые хозяева желают стать стражами их храма и окончить свои дни одновременно, чтобы им не пришлось оплакивать друг друга. Боги соглашаются исполнить их волю, и, наказав потопом нечестивых окрестных жителей, превращают хижину Филемон и Бавкида в храм, а когда истекает срок их земной жизни, супруги превращаются в два дерева, которые напоминают путникам о случившемся. Атмосфера уюта, радушия и благочестия, созданная Овидием, не имеющая аналогов в его собственном творчестве и почти не встречающаяся в античной литературе, сделала Филемон и Бавкида одними из самых знаменитых героев весьма населенного эпоса.
Они привлекали внимание и в новейшие времена: Ж. Лафонтен написал одноименную поэму, весьма близко следуя Овидию, а Гете во II части » Фауста » использовал образы Филемон и Бавкида как символ крушения старого, уютного и патриархального мира.
Дайджест:
- Герой эпоса Овидия Назона «Метаморфозы»Фаэтон сын Гелиоса и Климены, жены царя Меропса. Надменный Эпаф, сын Ио и Юпитера, высказал сомнение в божественном происхождении Фаэтон. Тот, обиженный, сообщил об этом Климене; она клятвенно подтвердила отцовство Гелиоса, но этого сыну показалось недостаточно, и он отправился в чертоги отца, чтобы узнать правду непосредственно от него. Гелиос ласково встретил сына и дал страшную ... Читать далее...
- «Метаморфозы» гениального поэта Публия Овидия Назона«Рукописи не горят» — сказал выдающийся русский писатель, и его слова находят себе подтверждение в любую пору истории человечества. Таким ярким примером является несравненная поэма «Метаморфозы» одного из известнейших людей Древнего Рима, гениального поэта Публия Овидия Назона. Его судьба сложилась таким образом, что, попав в императорскую немилость, Овидий был сослан Августом в греческую колонию возле ... Читать далее...
- Отзыв «Метаморфозы» Публия Овидия НазонаМое знакомство с «Метаморфозами» Овидия началось не из книги, а из рассказа, красивого и печального. Еще в начальной школе учительница рассказывала нам о происхождении названий цветков. До сих пор помню в ее руках нежно-желтый цветок нарцисса с вечно преклоненной головкой. Его похожесть на прекрасного юношу, который любовался своим отображением, выдалась такой живой и убедительной, что ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению «МЕТАМОРФОЗЫ» Овидия &;;;;;#124; АРАХНААРАХНА Арахна — действующее лицо 6-й книги «Метаморфоз». Изложение мифа об Арахне Овидием — единственное известное изложение этой истории и относится к серии сюжетов о соперничестве людей и богов. А. живет в лидийском городе Гипепы, она превосходит всех женщин в искусстве ткачества и бросает вызов даже Минерве. Богиня принимает вызов, начинается состязание. Соперницы ткут покрывала, ... Читать далее...
- Поэма Овидия «Метаморфозы» и ее мифологическая основаЦель: Выяснить функцию превращения в поэме Овидия, проследить мотив превращения в других художественных произведениях; совершенствовать привычки анализа текста; развивать умение составлять опорный конспект; воспитывать умение работать в группе, с уважением относиться к мысли других людей. Оборудование: Тексты отрывков из поэмы «Метаморфозы», бумага, фломастеры для создания ОК. Как все меняется! Что било раньте птицей, Теперь лежишь ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению «МЕТАМОРФОЗЫ» Овидия &;;;;;#124; КАДМКАДМ Кадм — один из сыновей сидонского царя Агенора, которых отец отправил на поиски похищенной Зевсом Европы, запретив им возвращаться домой без сестры. Долго странствовал Кадм в поисках Европы и, наконец, потеряв всякую надежду найти ее, но боясь возвратиться, он направился в Дельфы, чтобы спросить через оракула Аполлона, в каком же месте ему надлежит теперь ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению «МЕТАМОРФОЗЫ» Овидия &;;;;;#124; ПЕРСЕЙПЕРСЕЙ В «Метаморфозах» Овидия все превращения исходят от самого Персея. Царю Аргоса Акрисию, оракул предсказал, что погибнет он от руки сына своей дочери, красавицы Данаи. Чтобы избежать сей участи, Акрисий посадил дочь в специально построенное подземелье. Полюбивший Данаю Зевс проник в темницу в виде золотого дождя, после чего у принцессы родился сын, которого она назвала ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению «МЕТАМОРФОЗЫ» Овидия &;;;;;#124; НИОБАНИОБА Миф о Ниобе в «Метаморфозах» Овидия относится к рассказам о людях, вступавших в спор с богами. У Ниобы — дочери Тантала, жены фиванского царя Амфиона было семеро сыновей и семь дочерей. . Ниоба гордилась своими детьми, была уверена в своей счастливой судьбе настолько, что не считала нужным благодарить богов за дарованное ими счастье. Однажды ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению «МЕТАМОРФОЗЫ» Овидия &;;;;;#124; НАРЦИССНАРЦИСС В «Метаморфозах» Овидий называет Нарцисса сыном речного бога Кефиса и нимфы Лириопеи. Юноша рос красивым, но гордым и самовлюбленным. Он отвергал любовь нимф, оттолкнул и нимфу Эхо, которая умерла из-за этого. Одна из отвергнутых нимф прокляла Нарцисса, попросив богиню Немезиду заставить его влюбиться, но не познать ответной любви. Богиня Немезида исполнила просьбу, и однажды ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению «МЕТАМОРФОЗЫ» Овидия &;;;;;#124; ДАФНАДАФНА Из нескольких версий мифа о Дафне и Аполлоне Овидий выбирает тот, который повествует о безответной любви Аполлона к нимфе Дафне — дочери Геи и бога реки Ладон — как о мести Купидона. Аполлон нанес богу любви оскорбление, сказав, что тот плохо стреляет из лука, и ни к чему ему, мальчишке, такое грозное оружие. За ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению «МЕТАМОРФОЗЫ» Овидия &;;;;;#124; АКТЕОНАКТЕОН Актеон действующее лицо 3-й книги «Метаморфоз», сын Автонои, дочери Кадма, охотник, превращенный богиней Дианой в оленя и растерзанный собственными собаками. В мифологии существовало несколько вариантом этой истории, по-разному истолковывающих конкретную причину гнева Дианы, но сходившихся в одном: Актеон так или иначе нанес Диане оскорбление. Овидий представляет вину Актеона случайной: во время купания Дианы он ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению «МЕТАМОРФОЗЫ» Овидия &;;;;;#124; МИДАСМИДАС Как-то раз к фригийскому царю Мидасу крестьяне привели Силена, спутника бога Диониса, который отбился от свиты и заблудился. Шутники связали его гирляндами из цветов. Мидас, узнав Силена, в течение девяти дней принимал его в своем дворце, угощал его, а затем отвел обратно в свиту Диониса. Обрадовался Дионис и в качестве вознаграждения предложил Мидасу исполнить ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению «МЕТАМОРФОЗЫ» Овидия &;;;;;#124; ДЕВКАЛИОН И ПИРРАДЕВКАЛИОН И ПИРРА Девкалион и Пирра — герои древнегреческого варианта мифа о всемирном потопе, который в наказание за нечестивые поступки людей наслал на землю всесильный бог. Зевс обрушил на землю невероятно сильный ливень. Вода в морях и реках поднималась все выше и выше. Под водой оказались города, леса, холмы, горы. Лишь двуглавую вершину горы Парнас ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению «МЕТАМОРФОЗЫ» Овидия &;;;;;#124; ПИРАМ И ФИСБАПИРАМ И ФИСБА Пирам и Фисба — юноша и девушка из Вавилона. Эти персонажи появляются в 4-й книге «Метаморфоз». Влюбленным молодым людям запрещено встречаться. Однако они находят способ разговаривать друг с другом — через щель в стене, разделяющей их дворы. Пирам и Фисба вынуждены целовать лишь стену, а не друг друга. Не видя иного выхода, ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению «МЕТАМОРФОЗЫ» Овидия &;;;;;#124; ДЕДАЛ И ИКАРДЕДАЛ И ИКАР Дедал был самым знаменитым художником и скульптором в Афинах. Он умел высекать из мрамора такие статуи, что они казались живыми. Дедал также изобрел топор и бурав. За убийство своего племянника Тала, Дедал был осужден афинским ареопагом на смертную казнь, однако ему удалось бежать на остров Крит, где он и нашел приют у ... Читать далее...
- По мотивам эпоса: Герои Эллады в поэме «Илиада»Как мне кажется, прошлое любого народа обычно начинается с невероятных мифов и очень интересных рассказов. Чаще всего эти произведения, украшенные загадочностью и красивыми легендами, прячут исторические факты. Древние греки увлекались рассказами, написанными в рифму, о троянском сражении и похождениях талантливого воина Одиссея еще до нашей эры. Многие годы ученные думали, что все то, о чем ... Читать далее...
- Эней — герой эпоса П. Вергилия Марона «Энеида»Эней — герой эпоса П. Вергилия Марона «Энеида», опубликованного посмертно, сын Венеры и троянского героя Анхиза. По преданию, спасшемуся с немногими товарищами после гибели Трои Эней суждено стать родоначальником народа, которому будет обязан своим происхождением Рим; для этого ему, гонимому Юноной, необходимо было приплыть в Италию и выдержать многочисленные сражения с местными племенами. Первая часть, ... Читать далее...
- Изображение Олимпа и роль богов в судьбе героев гомеровского эпосаХочу привести мнение А. Ф. Лосева о мифологии в «Илиаде» и «Одиссее» : «можно сказать, у Гомера нет никакой мифологии. Правда, вера в богов и демонов здесь не отрицается, но они даны в такой форме, которая имеет мало общего и с примитивной народной религией. Гера, Кирка и Калипсо — это женщины в роскошных одеждах, утопающие ... Читать далее...
- Овидий — певец любви и гармонии. Значение творчества ОвидияИз детства «тайно влекла к себе муза». Овидий родился в 43 г. в г. Сульмони и принадлежал к старинному роду «всадников». Отец мечтал, чтобы сын стал влиятельным государственным лицом, отдал его в ораторскую школу. Но, как упоминает сам поэт в своей автобиографии, ему «с детства служить небожителям больше хотелось», его «тайно влекла к себе муза».) ... Читать далее...
- Мое знакомство с «Метаморфозами» ОвидияМое знакомство с «Метаморфозами» Овидия началось не с книги, а из рассказа, красивой и печальной. Еще в начальной школе учительница рассказывала нам о происхождении названий цветов. До сих пор помню в ее руках нежно-желтый цветок нарцисса с вечно склоненной головой. ее сходство в прекрасного юношу, любовался своим отражением, казалась такой живой и убедительной, что не ... Читать далее...
- Размышления о теории эпоса в творческом сознании ЖуковскогоВ центре балладного мира Жуковского оказывается столь важная для эпоса тема столкновения человека с судьбой. Герои баллад Жуковского — люди с пробудившимся чувством личности. В поэтической системе Жуковского 1808-1814 гг. бунт героя против судьбы определяет событие, придает ему этический и философский масштаб. Сам мотив рока, судьбы варьируется во всех балладах и закрепляется в системе поэтических ... Читать далее...
- Дайте характеристику гомеровского эпоса как энциклопедии жизни грековПлан ответа 1. Поэмы Гомера — образцы героического эпоса. 2. Картины жизни давних греков. 3. Мировоззренческие представления эллинов. 4. Древнегреческие обычаи и обряды. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» есть одним из первых образцов героического эпоса. Написанные на основе мифов троянского цикла, произведения рапсода создавали грандиозную, яркую картину жизни давних греков, человеческих распрей и интриг богов, ... Читать далее...
- Краткое содержание эпоса «Кудруна»Рождение Хагена Умирает Гер, король Ирландии. Его сын, Сигебант, ухаживает за шотландской принцессой Уоте. Мать Сигебанта советует сыну жениться. Вскоре празднуется свадьба и у Сигебанта и Уоте рождается сын, Хаген, один из центральных персонажей эпоса. Жена Сигебанта советует мужу устроить праздник, на котором Сигебант смог бы показать всем свое богатство и могущество. Во время этого ... Читать далее...
- «Песня о Роланде» — образец французского героического эпоса«Песня о Роланде» является классическим образцом давнего французского эпоса. Этот текст выполнялся наподобие греческих пьес — т. е. в музыкальном сопровождении. Но и сейчас, когда мы не имеем возможности услышать этот текст в авторском выполнении, он имеет большое художественное и историческое значения как литературное произведение. В основе «Песни о Роланде» лежат реальные исторические события. 778 ... Читать далее...
- «ПЕСНЯ О РОЛАНДЕ» КАК ОБРАЗЕЦ ЭПОСАХудожественные достижения культуры Средневековья отразились в героическом эпосе разных народов. Каждый народ имел свой эпос, который основывался на произведениях устного творчества и отображал интересы народностей, которые формировались в это время. Борьба против иностранцев и иноверцев за родину — ведущая тема и французского эпоса «Песня о Роланде», и немецкого «Песня о Нибелунгах», и испанского «Песня о ... Читать далее...
- Роланд — главный герой эпоса «Песня о Роланде»Прошли столетия, но образ Роланда — главного героя французского героического эпоса «Песня о Роланде» — выписанный с таким мастерством, будто мы знаем его лично, а смерть героя воспринимаем очень болезненно, и не верится, что все более реже мы можем встретить такой характер, которым был наделен Роланд. Конечно, мы уже сказали, что герой эпоса всегда идеализировался. ... Читать далее...
- Отличие повести от романа и малых форм эпосаПонятие «повесть» в терминологическом смысле является весьма дискуссионным в литературоведении. В западноевропейских языках ему соответствуют различные наименования: recit и conte ; Erzahlung и Geschichte ; tail, story, short novel, long short story. В славянских литературах «повестью» еще с древности называли сказание, житие, поучение и т. д. Как одна из литературных форм в современном понимании повесть ... Читать далее...
- Метаморфозы характеристика образа КадмаКадм — персонаж 3-4-й книг «Метаморфоз», основатель Фив, столицы Беотии; отец Агавы, Семелы, Ино, Автонои и Полидора. С именем К., переселившегося в Грецию из Финикии, связывался приход в Грецию финикийского алфавита. После похищения Европы Агенор, отец К., финикийский царь, послал К. ее отыскать, запретив возвращаться без сестры. Не найдя ее и не имея права вернуться ... Читать далее...
- Повесть — прозаичный жанр эпосаВ теоретической литературе существует понимание термина «повесть» как средней формы эпической прозы. С этой точки зрения повесть сопоставляется с романом и новеллой или рассказом. Если в романе в центре находится действие в целом, фактическое и психологическое развитие сюжета, то в повести внимание нередко сосредоточивается на статических компонентах произведения — положениях, душевном состоянии, пейзажах, описаниях и ... Читать далее...
- Метаморфозы характеристика образа АрахнаАрахна — персонаж 6-й книги «Метаморфоз». История А. известна только в изложении Овидия и относится к ряду сюжетов о соперничестве людей с богами. А. из лидийского города Гипепы, первая среди людей в искусстве ткачества, бросает вызов Минерве. Та вступает с А. в состязание. Каждая из соперниц начинает ткать покрывало, помещая на нем изображения мифологических сюжетов, ... Читать далее...
Герои эпоса Овидия Назона «Метаморфозы»