Герои прозы Платонова А. П
В одной из своих ранних статей — «Пламень познания» А. Платонов писал: «Надо было понять, что же есть существование людей, это — серьезно или нарочно?» Все темы, сюжеты, мотивы его творчества — попытка ответить на этот вопрос.
В художественном мире писателя сформировался особый тип героя — «сокровенного человека»: фантазера, чудака, искателя истины, с открытым сердцем познающего мир.
В мире Платонова люди живут «как травы на дне лощины». Они не знают своих интересов, это герои, «забывшие себя». Но именно
Чаще всего они хрупкие, физически немощные. Но «тщетность существования» их длится вопреки любому давлению и в результате преодолевает силу жесткого мира, который их окружает. В этом нет логики, но Платонов к ней и не стремится. Слабость вдруг оборачивается силой. «Негероические» персонажи в какие-то моменты жизни проявляют, казалось бы, несвойственные им качества: силу воли, способность к самопожертвованию, духовную
Так, героиня рассказа «На заре туманной юности», слабая девушка, подставляет свой паровоз под отцепившиеся от другого поезда вагоны, в которых едут солдаты, понимая, что сама может погибнуть.
О своих героях — и о своем народе — Платонов сказал: «Они жили полной и общей жизнью с природой и историей, — и история бежала в те годы как паровоз, таща за собой на подъем всемирный груз нищеты, отчаяния и смиренной косности». В его мире «живое социалистическое вещество» состоит из «сокровенных людей». Часто не известно, откуда приходят эти люди, каковы подробности их биографии.
У них, как правило, простые, не очень благозвучные либо самые распространенные фамилии: Пухов, Ганушкин, Вощев, Дванов, Копенкин, Иванов и т. д. Этим автор подчеркивает обыкновенность своих персонажей. Но все они страстно ищут истину, «смысл отдельного и общего существования», мыслят общечеловеческими категориями.
Любимые платоновские герои — люди труда. Многие из них связаны с железной дорогой, с паровозами. Они испытывают восторг перед машинами, их совершенством и мощью. «Отчего человек — так себе: ни плох, ни хорош, а машины равномерно знамениты?» — спрашивает один из героев «Чевенгура», Захар Павлович, ставший ремонтным рабочим в депо.
А его наставник, машинист, любит машины даже больше, чем людей: «Он так больно и ревниво любил паровозы, что с ужасом глядел, когда они едут. Если б его воля была, он все паровозы поставил бы на вечный покой, чтоб они не увечились грубыми руками невежд. Он считал, что людей много, машин мало; люди — живые и сами за себя постоят, а машина — нежное, беззащитное, ломкое существо…»
С Захаром Павловичем происходит очень важное для художественного мира Платонова преображение: будучи влюблен в машины, механизмы, он вдруг понимает, что механические «изделия и устройства» не меняют жизнь народа, существуют как бы параллельно с ней. К такому выводу его приводит детское страдание, которое невозможно изменить с помощью машины: «Теплый туман любви к машинам… был разнесен чистым ветром, и перед Захаром Павловичем открылась беззащитная, одинокая жизнь людей, живших голыми, без всякого обмана себя верой в помощь машины». Александр Дванов, один из главных героев «Чевенгура», тоже открывает для себя ценность каждой человеческой жизни: «…здесь люди живут, их не наладишь, пока они сами не устроятся.
Я раньше думал, что революция — паровоз, а теперь вижу, нет».
Как правило, герои Платонова не занимаются политикой. Для них революция — совершившийся исторический факт, решенный политический вопрос, она несет с собой благодетельные перемены. В повести «Котлован» и романе «Чевенгур» герои ведут споры о том, как именно революция должна покончить с несправедливостью жизни.
Герои Платонова — преобразователи мира. Революция требует поистине вселенского преображения. И силы природы, по их мнению, тоже должны быть подчинены человеку. Герои «Ювенильного моря» планируют пробурить землю «вольтовой дугой» и добраться до древних — ювенильных — вод, чтобы принести в засушливую степь необходимую ей влагу.
Именно такой масштаб планируемых перемен характерен для художественного мира Платонова.
Жизнь, в которой все после революции пришло в движение — основной предмет изображения в большинстве произведений писателя. Рабочий Захар Павлович в «Чевенгуре» замечает о революционном народе: «Кочуют! До чего-нибудь докочуются». Отсюда и постоянный для Платонова мотив странничества.
Платоновские правдоискатели стремятся сделать как можно больше для всеобщего счастья, узнать ответ на самый главный вопрос, а это требует от них движения, стремления к чему-то.
Но жизнь, в которой все в движении, определяет не только мотив странничества. Этим объясняется во многом и «сдвину-тость» всего художественного мира Платонова. В его произведениях сосуществуют фантастика, зачастую весьма причудливая, и реальность. Героини «Ювенильного моря» — доярки, не имеющие жилья, — ночуют в огромных тыквах. Фантасмагорично превращение Макара и Петра, героев рассказа «Усомнившийся Макар», из правдоискателей, прошедших ад «института душевноболящих», в чиновников.
Один из героев романа «Чевенгур» странствует на коне Пролетарская Сила, чтобы найти, вырыть из могилы и оживить немецкую революционерку Розу Люксембург.
«Состав неизвестного маршрута и назначения», в который забирается во время своего путешествия по стране герой «Сокровенного человека» Фома Пухов, в определенном смысле может считаться символом революции. Революция у Платонова предстает не только как созидательная, но и как случайно действующая сила. Вожак че-венгурцев Чепурный говорит: «Живешь всегда вперед и в темноте».
Жизнь «в темноте», «в пустоте» приводит к тому, что революция зачастую становится силой и разрушительной. Люди «научены политруком» счастью, но та модель, которую он предлагает, оказывается слишком упрощенной. Фома Пухов утверждает: «Революция — простота…» Эта простота приводит к кровавым жертвам. Действительность сопротивляется надеждам людей.
Их деятельность по построению нового общества оказывается разрушительной, и в результате искренних усилий происходит чудовищное, — например, в «Чевенгуре» строители новой жизни гибнут от внезапного набега «регулярных войск».
Герои прозы Платонова А. П