Герои рассказов Чехова

В конце XIX века идейно-нравственные искания героев русской литературы приобрели новое качество, что ярче всего отразилось в творчестве Чехова. До него на этот путь поисков истины вступали в основном люди незаурядные, обладавшие острым умом, умением ставить мировые вопросы, недюжин­ной волей. Чехов же сосредоточил внимание на идейно­нравственном развитии обыкновенного человека.

Как прави­ло, до определенного момента такой человек вообще не задается нравственными вопросами, а живет, как бог на душу по­ложит, его не интересуют проблемы

смысла жизни, вечных истин и т. п. Но вот в жизни человека случается что-то, иногда какой-нибудь пустяк, и ему открывается вдруг, как неправильно устроена жизнь и как недостойно живет он сам. И тут начинается мучительный процесс поиска истины, обретения подлинных жизненных ценностей. Ведь, по Чехову, большинство людей считают в жизни важным и ценным совсем не то, что надо: покой, довольство, комфорт, деньги, положение в обществе.

За всеми этими ложными ценностями — для человека совершенно пропадает то, что составляет соль и смысл жизни, «человеческое тело, здоровье, ум, красота, талант, любовь, а главное — абсолютнейшая

свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались». В одном из своих пи­сем Чехов предлагал: «Напишите-ка рассказ о том, как моло­дой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целова­нии поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодарив­ший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любив­ший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, — напишите, как этот молодой человек выдав­ливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не раб­ская кровь, а настоящая человеческая». Многие из рассказов и повестей Чехова и представляют собой реализацию этого за­мысла, воплощенного в разных вариантах, в разных человече­ских судьбах. Первым этапом идейно-нравственных исканий чеховских героев становится нелегкое осознание того, что сы­тая, мещанская, благополучная жизнь, жизнь без духовных за­просов и потребностей, недостойна человека. Развитие начи­нается с переосмысления, переоценки жизненных ценностей, отвергается то, что раньше казалось не только удобным и при­вычным, но единственно возможным.

Процесс «выдавливания из себя раба» начинается с неудовлетворенности, причем сна­чала очень часто неосознанной. Так, нравственный перелом в сознании Никитина из рассказа «Учитель словесности» начи­нается просто с дурного настроения по неизвестной причине. Потом Никитин начинает размышлять, почему же ему все — таки неприятно, и ничего не может придумать, но понимает, что «эти рассуждения уже сами по себе — дурной знак». По­том у Никитина возникает раздражение против белого кота, потом — неожиданно — против любимой Манюси; потом — снова мысли о себе, о своей бездарности и о том, что он живет не так, как надо.

Новые мысли «пугали Никитина, он отказывался от них, называл их глупыми и верил, что все это от нер­вов, что сам же он будет смеяться над собой…» И на следую­щий день он действительно смеется над собой, но уверенности в этом смехе нет. Все, что он наблюдает, подкрепля­ет и усиливает его новое психологическое состояние: неудов­летворенность собой и окружающими, стремление бежать в какой-то иной мир. Это уже «новая, нервная, сознательная жизнь, которая не в ладу с покоем и личным счастьем».

Очень часто в рассказах Чехова нравственное развитие че­ловека начинается с того, что в его фальшивую и ненастоя­щую жизнь неожиданно входит что-то настоящее и неоспори­мо подлинное: рождение ребенка, смерть, любовь. Все это заставляет человека переоценить свою жизнь, увидеть ее не­удовлетворительность, искать высшие цели или хотя бы соб­ственную нравственную позицию. Так, в частности, происхо­дит с героем одного из лучших рассказов Чехова «Дама с собачкой». Полюбив по-настоящему впервые, когда «голова его уже стала седеть», Гуров отчетливо понимает, что вся его прошлая жизнь была пустой и бессмысленной, а главное — от начала до конца лживой. Гуров, в сущности, прятался от жиз­ни, «забывая о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве».

Истинное чувство перерождает этого человека, который на старости лет понимает, что жил неправильно, и начинает «по каплям выдавливать из себя раба».

Нравственные истины, к которым приходят герои Чехова, как правило, просты и даже в чем-то элементарны. Это такие непреходящие основы человеческого бытия, как честность, по­рядочность, способность сопереживать другому человеку и т. п.

Но каких серьезных нравственных усилий требует от человека постижение этой «азбуки» нравственных отношений между людьми! Иначе и не может быть в том мире, где человек воспитывается рабом, а иногда и остается им на всю жизнь.

Существенной ценностью для Чехова является труд. Стремление к осмысленному творческому труду свойственно лучшим героям Чехова, их тяготит праздность, в которой они ощущают что-то фальшивое и нечистое. Но труд требует усилий, и прежде всего нравственных, поэтому и к этой про­стой нравственной ценности приходится пробиваться сквозь мучительные усилия над собой.

Значение Чехова прежде всего в том, что он утверждал своим творчеством незыблемость простых и доступных каж­дому нравственных истин, что он показал процессы нравст­венно-философских исканий в жизни обыкновенного, рядово­го человека, в сфере обыденного сознания, а значит, показал, что нравственная истина — не привилегия выдающихся лич­ностей. Каждый человек, кто бы он ни был, способен и обязан жить по законам добра, свободы и красоты, иначе его жизнь не нужна никому, и прежде всего самому себе.




Герои рассказов Чехова