Героико-фантастическая сказка «Красный Иванко и заклятый город». Героическое и фантастическое в сказке
Цель: углубить знание учеников о героико-фантастических сказках; учить учеников оценивать поступки сказочных героев; совершенствовать навыки выразительного чтения сказки; воспитывать черты мужества и готовность к самопожертвованию.
Оборудование: Иллюстрации к сказкам из серии «В мире сказки»; сборники сказок.
Тип урока: Проблемно-поисковый.
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний учеников.
1. Послушайте начало пословиц, вспомните концовки, выяснить к какой сказке их можно отнести.
Мудрым не родился, а… . Не богатство
2. Какие сказки мы выучили. К каким видам они принадлежат?
«О правде и несправедливости», «Мудрая девушка» — бытовые сказки. «О жар-птице и волке» — фантастическая сказка.
II. Подготовка учеников к восприятию нового материала.
Учитель. Дети, по вашему мнению, к какому виду принадлежат сказки, героями которых являются люди с чрезвычайной силой, которые горячо защищают интересы народа, гневно наказывают врагов, вступают в поединок со злом и враньем, в таких сказках описаны необыкновенные
Ученики. Это волшебные или фантастические сказки.
Учитель. Правильно. Но их еще называют героико-фантастическими сказками.
III. Объявление Темы, Цели И Задач Урока. Мотивация учебной деятельности учеников.
Учитель. Сегодня мы погрузимся в мир еще одной волшебной сказки «Красный Иванко и заклятый город».
Наша задача: выяснить, к какому виду сказок она принадлежит, а сделать мы это сможем тогда, когда попадем в мир сказки, что поможет нам лучше понять и познать глубокое исторические и духовные корни нашей украинской культуры. Недаром говорят: кто не знает своего прошлого, тот не достойный будущего. Так как герои сказок — это воплощение мечты народа о защитниках земли украинской, борцов со злом, носителей наилучших черт украинцев.
IV. Работа со сказкой «Красный Иванко и заклятый город».
1. Работа над заголовком и идейным содержанием сказки.
1) Почему сказка имеет такое название?
2) Что вас более всего поразило в сказке?
3) Что символизируют в сказке черти? .
4) А что символизирует в сказке Красный Иванко? .
5) Какая же основная тема сказки? О чем в ней рассказывается? и победил их благодаря своему мужеству).
6) Какая же идея сказки? Что она утверждает? .
2. Словарная работа.
Давайте объясним значение некоторых слов и выражений, которые встречаются в тексте. .
1) Сам нечистый — черт, колдун;
2) щезлики — чертята;
3) файный — красивый, наилучший;
4) предположение — мысль;
5) дед-всеот — знахарь, мудрец, ворожбит;
6) мальчик-горемыка — сильный, которого нельзя побороть;
7) красиво просить — кротко просить;
8) парень — юноша, мальчик, парень.
3. Работа над образными средствами сказки.
1) Объяснить значение выражений — фразеологизмов. Рос как из воды — очень быстро.
Зарубил себе на носу — запомнил.
Молчал как рыба — не проронил ни слова. Вскипеть злым гневом — очень рассердиться.
2) Объяснить диалектное слово. Пусть — пусть, если.
4. Выборочное чтение. Анализ содержания сказки.
1) Почему женщина согласилась на соглашение с незнакомцем? Как вы объясните ее поступок?
2) Какой была ее реакция, когда она узнала, что продала свое еще не родившееся дитя? Зачитайте отрывок из сказки.
3) Расскажите, как жила мать с сыном.
4) Почему же она часто плакала? Могла ли она помочь своему горю?
5) Как ее успокаивал Иванко? Прочитайте эпизод из текста сказки.
5. Характеристика Иванко — главного героя сказки.
1) Устное рисование. .
2) Как Иванко относился к обучению? Помогло ли это ему в дальнейшей жизни?
3) А какой поступок Иванко подчеркивает его нежную любовь к своей маме?
4) А как вы относитесь к своим родителям? Жалеете ли вы их? Помогаете ли им?
5) Какими чертами характера наделен Иванко? . .
6) Посудите, каких черт характера главного героя не хватает у вас? Какие бы из них вы хотели бы воспитаться в себе?
7) Что помогло мальчику преодолеть трудности?
6. Работа в группах.
Обсудить, как вел себя Иванко, что им руководило в борьбе с черными силами:
Первая группа — в первую ночь ;
Вторая группа — в другую ночь ;
Третья группа — в третью ночь.
Докладчики от групп в роли Иванко высказывают свои мысли.
7. Как заканчивается сказка? .
V. Обобщение изученного материала и итог урока.
Какой вид сказки мы рассматривали на уроке? . Почему вы так считаете? . Чему учит нас эта сказка? .
Учитель обобщает содержание, итог урока, мотивирует и оценивает учебную деятельность на уроке.
VI. ДОмашняя задача.
Подготовиться к конкурсу на лучшего рассказчика сказки.
Героико-фантастическая сказка «Красный Иванко и заклятый город». Героическое и фантастическое в сказке