Героико-фантастическая сказка «Красный Иванко и заклятый город». Героическое и фантастическое в сказке

Цель: углубить знание учеников о героико-фантастических сказках; учить учеников оценивать поступки сказочных героев; совершенствовать навыки выразительного чтения сказки; воспитывать черты мужества и готовность к самопожертвованию.

Оборудование: Иллюстрации к сказкам из серии «В мире сказки»; сборники сказок.

Тип урока: Проблемно-поисковый.

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний учеников.

1. Послушайте начало пословиц, вспомните концовки, выяснить к какой сказке их можно отнести.

Мудрым не родился, а… . Не богатство

красит человека, а… . Щедрый тот, кто дает… . Неправдой мир перейдешь, а… . Сказка учит, как… .

2. Какие сказки мы выучили. К каким видам они принадлежат?

«О правде и несправедливости», «Мудрая девушка» — бытовые сказки. «О жар-птице и волке» — фантастическая сказка.

II. Подготовка учеников к восприятию нового материала.

Учитель. Дети, по вашему мнению, к какому виду принадлежат сказки, героями которых являются люди с чрезвычайной силой, которые горячо защищают интересы народа, гневно наказывают врагов, вступают в поединок со злом и враньем, в таких сказках описаны необыкновенные

приключения, которые обязательно связаны с чарами и удивительными преобразованиями?

Ученики. Это волшебные или фантастические сказки.

Учитель. Правильно. Но их еще называют героико-фантастическими сказками.

III. Объявление Темы, Цели И Задач Урока. Мотивация учебной деятельности учеников.

Учитель. Сегодня мы погрузимся в мир еще одной волшебной сказки «Красный Иванко и заклятый город».

Наша задача: выяснить, к какому виду сказок она принадлежит, а сделать мы это сможем тогда, когда попадем в мир сказки, что поможет нам лучше понять и познать глубокое исторические и духовные корни нашей украинской культуры. Недаром говорят: кто не знает своего прошлого, тот не достойный будущего. Так как герои сказок — это воплощение мечты народа о защитниках земли украинской, борцов со злом, носителей наилучших черт украинцев.

IV. Работа со сказкой «Красный Иванко и заклятый город».

1. Работа над заголовком и идейным содержанием сказки.

1) Почему сказка имеет такое название?

2) Что вас более всего поразило в сказке?

3) Что символизируют в сказке черти? .

4) А что символизирует в сказке Красный Иванко? .

5) Какая же основная тема сказки? О чем в ней рассказывается? и победил их благодаря своему мужеству).

6) Какая же идея сказки? Что она утверждает? .

2. Словарная работа.

Давайте объясним значение некоторых слов и выражений, которые встречаются в тексте. .

1) Сам нечистый — черт, колдун;

2) щезлики — чертята;

3) файный — красивый, наилучший;

4) предположение — мысль;

5) дед-всеот — знахарь, мудрец, ворожбит;

6) мальчик-горемыка — сильный, которого нельзя побороть;

7) красиво просить — кротко просить;

8) парень — юноша, мальчик, парень.

3. Работа над образными средствами сказки.

1) Объяснить значение выражений — фразеологизмов. Рос как из воды — очень быстро.

Зарубил себе на носу — запомнил.

Молчал как рыба — не проронил ни слова. Вскипеть злым гневом — очень рассердиться.

2) Объяснить диалектное слово. Пусть — пусть, если.

4. Выборочное чтение. Анализ содержания сказки.

1) Почему женщина согласилась на соглашение с незнакомцем? Как вы объясните ее поступок?

2) Какой была ее реакция, когда она узнала, что продала свое еще не родившееся дитя? Зачитайте отрывок из сказки.

3) Расскажите, как жила мать с сыном.

4) Почему же она часто плакала? Могла ли она помочь своему горю?

5) Как ее успокаивал Иванко? Прочитайте эпизод из текста сказки.

5. Характеристика Иванко — главного героя сказки.

1) Устное рисование. .

2) Как Иванко относился к обучению? Помогло ли это ему в дальнейшей жизни?

3) А какой поступок Иванко подчеркивает его нежную любовь к своей маме?

4) А как вы относитесь к своим родителям? Жалеете ли вы их? Помогаете ли им?

5) Какими чертами характера наделен Иванко? . .

6) Посудите, каких черт характера главного героя не хватает у вас? Какие бы из них вы хотели бы воспитаться в себе?

7) Что помогло мальчику преодолеть трудности?

6. Работа в группах.

Обсудить, как вел себя Иванко, что им руководило в борьбе с черными силами:

Первая группа — в первую ночь ;

Вторая группа — в другую ночь ;

Третья группа — в третью ночь.

Докладчики от групп в роли Иванко высказывают свои мысли.

7. Как заканчивается сказка? .

V. Обобщение изученного материала и итог урока.

Какой вид сказки мы рассматривали на уроке? . Почему вы так считаете? . Чему учит нас эта сказка? .

Учитель обобщает содержание, итог урока, мотивирует и оценивает учебную деятельность на уроке.

VI. ДОмашняя задача.

Подготовиться к конкурсу на лучшего рассказчика сказки.




Героико-фантастическая сказка «Красный Иванко и заклятый город». Героическое и фантастическое в сказке