Пьеса была написана по-французски и позднее переведена на английский язык лордом А. Дугласом. Уайльд использует в драме библейский сюжет, рассказывающий о гибели Иоанна Крестителя. Принцесса иудейская Саломея влюблена в пленника, брошенного в темницу царя Ирода, — пророка Иоканаана, но встречает только ненависть и презрение с его стороны.
Капризная принцесса, привыкшая видеть лишь восхищенные взгляды мужчин, клянется, что поцелует пророка, пусть даже против его воли.
И когда царь Ирод просит Саломею танцевать для него, обещая выполнить за это любое ее желание, она требует отрубить голову Иоканаана. Ни мольбы испуганного Ирода, ни его обещания дать ей взамен все богатства царской сокровищницы не трогают Саломея страсть и жажда мести для нее превыше всего. Прекрасную голову Иоканаана, лежащую на серебряном блюде, С. целует в губы — она выполнила свою клятву.
И платит за это собственной жизнью: царь приказывает убить ту, ради которой он вынужден был пожертвовать головой пророка и навек лишиться покоя.
Уайльд создает в драме атмосферу тревоги, ожидания невероятных событий, может быть, близящейся катастрофы. Мир «Саломеи» — это мир ночи, освещенной желтой луной, где каждый из героев поглощен своим чувством и не желает знать ничего другого. С. — центр, звезда этого мира, привлекательная и отталкивающая одновременно. Ее нельзя назвать порочной, потому что она не знает, что такое порок, как не знает и что такое добродетель.
С. существует вне понятий нравственности, она погружена во власть страстей. Единственный идол, которому служит юная принцесса, — это красота, которую можно найти в любви, в наслаждении, в жестокости и даже в смерти.
Уайльд предназначал роль С. Саре Бернар, но французская актриса так никогда ее и не сыграла. В 1917 году пьеса была поставлена А. Я. Таировым в Камерном театре, главную роль сыграла А. Коонен. По драме Уайльда написана опера Р. Штрауса.
Дайджест:
- Героиня лирической драмы А. А. Блока «Незнакомка»Образ Н. впервые появляется в стихотворении того же названия. В нем описывается «скука загородных дач» и пошлая обстановка пригородного ресторана. Этой прозаической картине противопоставлено нездешнее видение прекрасной Н., которая в одиночестве проходит меж рядами пьяных. Она наделена всеми возможными романтическими атрибутами: одета в «упругие шелка», на ней «шляпа с траурными перьями», «в кольцах узкая рука». ... Читать далее...
- Героиня драмы Андреева «Анфиса»«Инфернальная женщина» в духе Достоевского, «распутница», «сильная, властная, богато одаренная натура», «робкая, беспомощная, жалкая, самая обыкновенная» — так по-разному оценивали современники новый психологический тип женщины, описанный Андреевым в его драме «на сюжет из современной жизни». Она живет среди ординарных присяжных поверенных и старой неведомой Бабушки, неустанно перебирающей спицы, поблескива-нию которых «отвечают слепые мигания неторопливого маятника, ... Читать далее...
- Главная особенность произведений УайльдаИз-за которого его стоит прочесть — необыкновенное, яркое остроумие, ироничность и обилие парадоксов. Парадокс — это яркая, эффектная неожиданная мысль, которая противоречит традиционному, общепринятому мнению, или которая сама содержит некоторое противоречие, отражающее противоречивость жизни. В основном в парадоксах Уайльда отразилось неклассическое мировоззрение. Например: «Единственный способ избавиться от искушения — поддаться ему». Кстати, классическое и неклассическое ... Читать далее...
- Героиня драмы Б. Брехта «Добрый человек из Сезуана»Пьеса представляет собой притчу, драму-нравоучение с простой и четкой коллизией. Брехта в данном случае интересует, что такое добро в современном мире. Ш. Т.- добрая, любящая женщина, вынужденная зарабатывать себе на жизнь проституцией. Но счастье однажды улыбнулось ей, Ш. Т. получила награду от трех богов за предоставленный им ночлег. Она становится владелицей табачной лавки, надеясь быть ... Читать далее...
- Героиня «семейной драмы» Г. Ибсена «Привидения»Героиня «семейной драмы» Г. Ибсена «Привидения» , вдова капитана и камергера, мать Освальда Алвинга. Натура волевая, ибсеновская «сильная женщина», Ф. А. на первом году брака с нелюбимым мужем пошла на серьезный компромисс, определивший всю ее дальнейшую жизнь. Она не смогла сделать решительный шаг и уйти от пьяницы и развратника мужа, поддавшись уговорам человека, которого любила ... Читать далее...
- Героиня драмы А. Н. Островского «Гроза»Пьеса Островского имеет все основания именоваться «русской трагедией». Конструктивные элементы жанра трагедии выступают в ней, преображенные спецификой национальной жизни. В качестве «рока» выступают «роковая» страсть героини, ведущая к «погибели», образ «грозы», пронизывающий все действие, прорицания сумасшедшей барыни, в которых воскресает миф «о трагической вине, заложенной в красоте» . Обитатели города Калинова, свидетели и комментаторы важнейших ... Читать далее...
- Акройд П. Завещание Оскара Уайльда. 12 сентября 1900гАкройд П.: Завещание Оскара Уайльда. 12 сентября 1900г. «Воображаемые беседы литераторов и политиков» Лэндора, и посреди главы, посвященной Порсону и Саути, обнаружил газетные вырезки. Хранить подобное не в моих правилах, но, возможно, я хотел пополнить этими статьями собрание Лэндора. Большая их часть не стоит внимания, но меня позабавила заметка из «Сан-Франциско трибюн»: ОН ПРИБЫЛ: ЗНАМЕНИТЫЙ ... Читать далее...
- Философские и моральные проблемы в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»Однажды в мастерской своего приятеля Оскар Уайльд увидел натурщика, который поразил его совершенством своей внешности. Писатель воскликнул: «Как жаль, что и ему не пройти старости со всей ее уродливостью!» В ответ художник ему сказал, что хорошо было бы каждый год рисовать такие странные портреты, чтобы природа только на них отбивала свои зарубки, тогда внешность «херувима», ... Читать далее...
- Эстетические принципы О. Уайльда и роман «Портрет Дориана Грея»Оскар Уайльд жил в плену собственных противоречий: то он сторонник «чистого искусства», то борец за его подччнение высоким этическим идеалам. Роман «Портрет Дориана Грея» был задуман, судя по предисловию автора, как апофеоз’ искусства, стоящего над жизнью, как гимн гедонизму — философии наслаждения. В парадоксальных афоризмах предисловия Уайльд повторил известные положения своей эстетики: «художник — тот, ... Читать далее...
- Героиня трагикомедии Гоцци «Турандот»Дочь китайского императора, прекрасная и умная Турандот уже отвергла несколько женихов. Они заплатили жизнью за то, что не смогли отгадать ее три загадки. Тайно прибывший в Пекин ногайский принц Калаф отваживается искать руки Турандот. И отгадывает все ее загадки. Но Турандот, усматривая в победе Калафа оскорбление своему уму, не желает выходить замуж. Благородный и великодушный ... Читать далее...
- Философско-эстетические проблемы романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»За всем его манерным щеголяньем стояла серьезная философия, и крылось глубокое и простое сердце поэта Уайльда. Роман Оскара Уайльда — уникальная вещь. Еще никогда в жизни мне не приходилось так часто не соглашаться с автором книги и так же часто испытывать удивление, с которой ловкостью автор приходит к логическому завершению абсурдные мысли и утверждения. В ... Читать далее...
- Сюжет драмы Владимира Винниченко «Пророк»Писатель, творчество которого послужило причиной развития нового направления в украинской литературе, слава которого гремела на родной земле почти три десятилетия, был грубо, безжалостно выброшен из наследия национальной культуры, его произведения изъяты из библиотек, а на его имя было наложено табу. И, наконец, наступило время, когда можно и говорить о В. Винниченко, и читать его произведения, ... Читать далее...
- Истоки средневековой драмы: литургическая драмаВ IX веке в церкви рождается средневековая драма. Тексты месс, читаемых в церкви на латинском языке, становятся все менее понятными прихожанам. Появляется необходимость их актуализировать, для чего используется театрализация текстов, появляются вставленные в литургию диалоги на понятном прихожанам языке. Первая такая литургическая драма, относящаяся к этому веку, очень короткая. Священники, надев на головы акимты, превращаются ... Читать далее...
- Конфликт красоты и морали в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»Можно не доверять афоризмам, но выражение А. Э. Экзюпери «Все мы родом из нашего детства» подтверждено всей жизнью Оскара Уайльда. Родительский дом в Дублине был открыт для европейских знаменитостей и отмечался свободными для того времени порядками. Так же и добрый мальчик Оскар был не такой, как его ровесники — и в школе, и в Оксфорде. ... Читать далее...
- Анализ произведения «Портрет Дориана Грея» О. УайльдаС самого начала роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» представляет читателю умиротворенную картину: талантливый художник пишет портрет, который по его задумке будет сохранен в тайне от всех. Вдруг натурщик испытывает зависть к собственному изображению и страх перед своей человеческой сущностью — неминуемо увядающей и смертной. Открывается произведение пророческими словами главного героя Дориана Грея: «Ах, если ... Читать далее...
- Краткое содержание «Мальчик и Великан» УайльдаОскар Уайльд Произведение «Мальчик и Великан» Каждый день дети играли в прекрасном саду Великана, но когда тот вернулся из гостей, где пробыл 7 лет, то выгнал из своих владений всех детей, построил забор и повесил табличку «Посторонним вход воспрещен». Дети не нашли другого места для игр, с грустью вспоминали сад. Пришла весна, и только в ... Читать далее...
- Краткое содержание драмы Чжэна Тинъюя «Царь Чжао из Чу»Ы Царь У советуется со своими сановниками Сунь У, У Цзы-сюем и Бо Си о том, как вернуть волшебный меч, улетевший в царство Чу. Сановники рекомендуют начать войну, рассчитывая на легкую победу. Чуский царь Чжао тоже советуется с братом Цянь-сюанем, отдавать ли меч. И решает не отдавать, поскольку это сокровище «послано Небом». Прибывает гонец из ... Читать далее...
- Краткое содержание «Необыкновенная история, случившаяся с патроном для феерверка» УайльдаОскар Уайльд Произведение «Необыкновенная история, случившаяся с патроном для феерверка» Все готовились к свадьбе принца и принцессы-красавицы, которую привезли из далекой России. Придворный Инженер в дальнем конце сада готовил все к феерверку. Петарда, Римская Свеча и Огненная Карусель обсуждали мир. Карусель, в молодости влюбленная в елочную шкатулку, считала, что любовь умерла, Петарда видела мир прекрасным, ... Читать далее...
- Краткое содержание «Великан-эгоист» УайльдаОскар Уайльд Произведение «Великан-эгоист» Каждый день после школы дети играли в чудесно-красивом саду. Но однажды вернулся великан — хозяин этого сада. Он выгнал всех детей и запретил им возвращаться. Он был большим эгоистом. Когда настало время весны, она не пришла в сад великана. Там по-прежнему царили Зима, Снег, Мороз и Северный Ветер и Град. Великан ... Читать далее...
- Художественные особенности драмы «Гроза»1. Стремление Островского обобщить конкретные факты. На примере событий, происходящих в Калинове, раскрывается картина жизни провинциальной России второй трети девятнадцатого века. 2. Двуплановость конфликта в драме: сочетание конфликта социального и любовного. При этом для автора развитие любовного конфликта не представляет особого интереса. Лишь в ремарке указывается, что с его начала до кульминации прошло десять дней. ... Читать далее...
- Герой драмы В. Гюго «Рюи Блаз»Рюи Блаз служит лакеем у верховного судьи маркиза Саллюстия, что его унижает и мучает. Он с упоением вспоминает о днях далеких и счастливых: «Нам были радостью и голод и нужда, когда я мерз зимой, имел лишь хлеб и воду, а крова не имел — зато имел свободу! В те времена еще я человеком был». Страдания ... Читать далее...
- Краткое содержание «Преданный друг» УайльдаОскар Уайльд Произведение «Преданный друг» Однажды утром старая Водяная Крыса высунулась из норы. Утка учила своих детей стоять вниз головой в пруду. Водяная Крыса: «Любовь конечно вещь хорошая, но дружба куда возвышеннее. Преданный друг должен быть мне предан». Тогда Коноплянка начала историю о Преданном Друге. Жил-был славный паренек Ганс. Он ничем таким не отличался, разве ... Читать далее...
- «Портрет Дориана Грея» один из загадочных произведений УайльдаРоман «Портрет Дориана Грея» — один из интереснейших и загадочных произведений Уайльда. Молодой Дориан Грей становится моделью для наилучшего портрета художника Безила Холлуорда, а потом, под влиянием проповедника гедонизма лорда Генри Уоттона, превращается в себялюбца и искателя удовлетворений. Постепенно человек и портрет будто обмениваются ролями: Дориан Грей на протяжении восемнадцати лет остается извне неизменяемым, а ... Читать далее...
- Афоризмы Оскара УайльдаОскар Уайльд, наверное, знал, что «афоризм — законченная мысль, высказанная сжато и лаконично», но доказывать справедливость этого утверждения в тишине уютных кабинетов не стал. Он рождал их собственной жизнью, принимая это понятие как декларацию, как какой-либо сгусток тайных мыслей и идей, как заветную религию внутреннего «Я». Список крылатых фраз, которые вышли из-под его пера, занимает ... Читать далее...
- Акройд П. Завещание Оскара Уайльда. 21 августа 1900гАкройд П.: Завещание Оскара Уайльда. 21 августа 1900г. «Федона». Я переводил Аристофана, и он получался похожим на Суинберна. Я читал Суинберна и воспринимал его как пародию. Я скептически относился ко многим из авторов, которых нам приходилось изучать. Прохладная афористичность Вергилия и глупая рассудительность Овидия раздражали меня; я испытывал отвращение к трескучей похвальбе Цицерона и скучной ... Читать далее...
- Краткое содержание «Соловей и Роза» УайльдаОскар Уайльд Произведение «Соловей и Роза» Произведение Оскара Уайльда «Соловей и Роза» является философской сказкой о любви и ее проявлениях. Главные герои — студент, Соловей, Розовый Куст. С первых строк произведения читатель узнает о том, что студент безнадежно влюблен в дочку профессора. В ближайшее время ожидается бал и девушка сказала Студенту, что будет танцевать с ... Читать далее...
- Моральные проблемы романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»Роман «Портрет Дориана Грея» О. Уайльдом был написан в 1891 году. Это произведение есть эстетичной концепцией мировосприятия автора. Наиболее полно она раскрывается в предисловии, где сконцентрировано двадцать пять афоризмов. Предисловие и само содержание романа составляют своеобразный диалог, в котором находит художественное выражение эстетика О. Уайльда. Эстетизм, как течение искусства, основанный на том, что творчество является ... Читать далее...
- Героиня пьесы Х. Ибсена «Кукольный дом»Нора молодая женщина, жена адвоката Торвальда Хельмера, мать троих детей. Завязка драмы происходит как бы в двух временных планах, в которых Н. живет. С одной стороны, она всегда помнит о своем давнем подвиге-проступке. С другой стороны, Нора поглощена нехитрыми, но вполне реальными заботами о доме и семье, о благополучном и комфортном существовании. Художественная сила образа ... Читать далее...
- Героиня комедии А. Н. Островского «Последняя жертва»Образ Тугина представляет собой характерное для «позднего Островского» художественное исследование любящей души «кроткой» женщины. Тугина — «молодая вдова», влюбленная в обаятельного шалопая, красавца Дульчина, бездумно и легковесно проматывающего ее состояние. Открытая и ясная натура Тугина чуждается мишуры, не знает фальши. Далекая от суетной, оживленной московской жизни, Т. намеренно тихо и уединенно обитает в своем доме. ... Читать далее...
- Тема красоты в романе «Портрет Дориана Грея» УайльдаВторая половина 19 века в Европе стремится к экспериментам. В Англии на рубеже 70-80-х гг возникло в первую очередь среди живописцев направление прерафаэлитов. Целый ряд художников усваивали приемы ранневозрожденческих художников. Это повлияло и на Оскара Уайльда. Он пишет эстетический роман «Портрет Дориана Грея». В этой книге авторский вымысел не ограничен строго рамками достоверности, и реальность ... Читать далее...
Героиня драмы О. Уайльда «Саломея»