Героиня драмы О. Уайльда «Саломея»

Пьеса была написана по-французски и позднее переведена на английский язык лордом А. Дугласом. Уайльд использует в драме библейский сюжет, рассказывающий о гибели Иоанна Крестителя. Принцесса иудейская Саломея влюблена в пленника, брошенного в темницу царя Ирода, — пророка Иоканаана, но встречает только ненависть и презрение с его стороны.

Капризная принцесса, привыкшая видеть лишь восхищенные взгляды мужчин, клянется, что поцелует пророка, пусть даже против его воли.

И когда царь Ирод просит Саломею танцевать для него, обещая выполнить

за это любое ее желание, она требует отрубить голову Иоканаана. Ни мольбы испуганного Ирода, ни его обещания дать ей взамен все богатства царской сокровищницы не трогают Саломея страсть и жажда мести для нее превыше всего. Прекрасную голову Иоканаана, лежащую на серебряном блюде, С. целует в губы — она выполнила свою клятву.

И платит за это собственной жизнью: царь приказывает убить ту, ради которой он вынужден был пожертвовать головой пророка и навек лишиться покоя.

Уайльд создает в драме атмосферу тревоги, ожидания невероятных событий, может быть, близящейся катастрофы. Мир «Саломеи» — это мир

ночи, освещенной желтой луной, где каждый из героев поглощен своим чувством и не желает знать ничего другого. С. — центр, звезда этого мира, привлекательная и отталкивающая одновременно. Ее нельзя назвать порочной, потому что она не знает, что такое порок, как не знает и что такое добродетель.

С. существует вне понятий нравственности, она погружена во власть страстей. Единственный идол, которому служит юная принцесса, — это красота, которую можно найти в любви, в наслаждении, в жестокости и даже в смерти.

Уайльд предназначал роль С. Саре Бернар, но французская актриса так никогда ее и не сыграла. В 1917 году пьеса была поставлена А. Я. Таировым в Камерном театре, главную роль сыграла А. Коонен. По драме Уайльда написана опера Р. Штрауса.




Героиня драмы О. Уайльда «Саломея»