Героиня комедии А. Н. Островского «Последняя жертва»

Образ Тугина представляет собой характерное для «позднего Островского» художественное исследование любящей души «кроткой» женщины. Тугина — «молодая вдова», влюбленная в обаятельного шалопая, красавца Дульчина, бездумно и легковесно проматывающего ее состояние.

Открытая и ясная натура Тугина чуждается мишуры, не знает фальши. Далекая от суетной, оживленной московской жизни, Т. намеренно тихо и уединенно обитает в своем доме. Она никуда не выезжает, нигде, кроме церкви, не бывает, не имеет каких-либо «общественных»

или «культурных» интересов.

Молитва — единственный способ для нее раскрыть волнения своей простой и глубокой души.

Тугина «исчезающий тип» женщины, душевная простота которой не имеет ничего общего с элементарностью. Она подлинна в каждом своем проявлении. Ее внутренняя целостность не искажена ничем формально-условным, заученным, штампованным. «Редкая женщина…

Сокровище», — говорит о ней даже поверхностный Дульчин. «Дорогого стоит», — потрясен-но повторяет Прибытков.

Тугина знает одно счастье — любить. А любить для нее — значит отдавать, дарить, жертвовать для любимого

человека всем, что сама имеет. Ради спасения Дульчина от долговой ямы она идет просить денег у богатого старика Прибыткова, чьи притязания она совсем недавно отвергла со свойственной ей прямотой.

Сцена насильственного кокетства с Прибытковым — ключевая для понимания образа Т. Ложные ухищрения настолько неорганичны для нее, что «на лице пятна стыда выступают». Просьба о деньгах оборачивается таким насилием над собой, что Т., не выдерживая взятого ею тона, бросается на колени с мольбой о спасении «счастья всей жизни».

Жертва ее оказалась напрасной, едва ли замеченной. Добытые ценой стыда и унижения деньги были с легкостью проиграны Дульчиным «в полчаса». Безоглядная вера в любимого человека подорвана.

Измена Дульчина, его женитьба на богатой невесте влекут за собой окончательное крушение целостного и гармоничного душевного мира Т. Ее смятение передается не только в полных отчаяния словах, но и в ремарках: «бессознательно», «обморок», «в бреду». По замечанию Прибытко-ва, «кстати» оказавшегося здесь, «это уж близко смерти-с».

В последнем акте Т. является спокойной, твердой, разумной женщиной — рука об руку с Прибытковым, которому она дала согласие на брак. «Прежняя Юлия умерла». Ее «любящая, ангельская душа» оказывается «последней жертвой», принесенной жестокому веку.




Героиня комедии А. Н. Островского «Последняя жертва»