Героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Героиня романа Ф. М. Достоевского » Преступление и наказание «, дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника, замученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, вынужденная пойти на панель, чтобы содержать пропойцу отца и его семью. «Это было «…» худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое

доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».

Для Расколъникова эта женщина олицетворяет надежду на спасение от одиночества: ведь она тоже «преступила» абсолютную заповедь, «умертвила» себя. Но С. М. не одинока. Она принесла себя в жертву ради других, а не ради себя.

Сострадание к близким, смиренная вера в милосердие Бога никогда не покидали ее.

Она читает Раскольникову евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением

вечной книги». Именно ей, С. М., Раскольников признается в убийстве старухи и Лизаветы. Она предлагает ему «страдание принять и искупить себя им», потом незаметно сопровождает до полицейской конторы, а после суда — в Сибирь, где терпеливо сносит его равнодушие.

Другие каторжники относятся к ней с нежностью и лаской. Самоотверженная любовь С. возрождает, наконец, сердце Раскольникова, и перед ними открывается «новая жизнь».

Наряду с образом С., Достоевский предпринял еще ряд попыток создать «положительно прекрасных» людей: князя X. , Ростанева, князя Мышкина, старца Тихона, Макара Долгорукого, старца Зосиму, Алешу Карамазова и др., — в дальнейшем все больше и больше связывая их с церковью. Лит. см. к статье «Раскольников».




Героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»