Герой-интеллигент в прозе М. А. Булгакова

Образ героя-интеллигента типичен для произведений М. А. Булгакова. Профессор Преображенский в повести «Собачье сердце», Алексей Турбин в «Белой гвардии», Мастер в романе «Мастер и Маргарита» — все эти герои обладают, кая правило, университетским образованием, широким кругозором и по своему мировоззрению принадлежат скорее к старому миру. Образ старого русского интеллигента — это понятие надклассовое, не зависящее от политических изменений, произошедших в обществе.

Один из таких героев, как уже было сказано выше, —

Мастер из романа «Мастер и Маргарита». Булгаков не называет его имени в связи с печальными обстоятельствами его жизни, но так называла героя его возлюбленная, и для этого у псе есть все основания. По образованию он историк, когда-то работал в музее и, кроме того, занимался переводами. Кроме родного, знает пять языков, два из которых — латинский и греческий — древние, остальные — современные европейские. Это явно классическое образование, полученное еще до революции, в чем герой противопоставлен поэту Ивану Бездомному — недоучке советских времен.

Выигрыш крупной суммы дал ему возможность оставить службу,

снять жилье и начать писать роман. Мастер счастлив заняться любимым делом, и для свободного творчества ему нужно не много: материальная независимость и любовь. Его музой стала Маргарита, любовь к которой поразила героя с первого взгляда, как молния. Маргарита верит в его талант, и их неприхотливый быт, их бесхитростный рай в шалаше — это и есть настоящее счастье. Надо отметить, что герой пишет роман на ту тему и о тех вечных истинах, которые его волнуют.

Он абсолютно аполитичен, он не конъюнктурщик, не карьерист, он и понятия не. имеет, что для успеха романа необходимы какие-либо идеологические критерии, а также связи в литературных кругах. Он пашен, как ребенок, совершенно не знает литературного мира и сложившихся в нем взаимоотношений. Поэтому критика, обрушившаяся на его произведения, потрясла его до глубины души: ему были выдвинуты такие политические обвинения, о возможности которых он и не подозревал. По мысли автора, интеллигентный человек чужд политики, стремления угодить власти, он скорее в оппозиции власти, потому что свою творческую свободу в обмен на материальные блага не отдаст.

Разве можно назвать интеллигентами Берлиоза, Аримана, Латунского, сознательно служащих власти ради общественного престижа и материальной выгоды? Нет, эти люди, называющие себя писателями, следуют не зову своего сердца, а выполняют социальный заказ. Заказали Бездомному антирелигиозную поэму — он будет ее писать, даже если не владеет материалом и полностью невежествен в данном вопросе. И еще одно от этих людей отличает настоящего интеллигента-Мастера: он порядочный человек.

Он не способен на обман, на подлость, интриги, поэтому не понимает тех конъюнктурных соображений, в которых искушен его «друг» Алоизий. Он по-детски доверчив и не умеет писать доносы, как это делает его «друг», желающий завладеть жилплощадью героя. Поэтому Мастер терпит поражение в этой жизни и оказывается в «доме скорби». Парадокс, но в лечебнице доктора Стравинского Мастер внутренне более свободен, чем в обществе людей. Его счастливое воссоединение с Маргаритой — результат фантастического вмешательства Воланда, но в этой земной жизни ему нет места, она слишком для него жестока.

Однако сила его образа и трагической судьбы не прошла бесследно для другого героя. Поэт Иван Бездомный, осознав «чудовищность)) своих стихов и фальшь своей жизни, резко меняет свою судьбу: он бросает литературу, становится профессором, сотрудником Института истории и философии, скромным, серьезным ученым. В тревожном сне Мастер называет его своим учеником — и это не случайно: под его влиянием рождается и занимает достойное место в жизни герой-интеллигент нового поколения.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Герой-интеллигент в прозе М. А. Булгакова