Герой неоконченного романа Стендаля «Люсьен Левей»
Исключенный в 1832 г. из Политехнической школы за свои республиканские взгляды, Люсьен Левей сын богатого парижского банкира, поступает корнетом в 27-й уланский полк, расквартированный в Нанси. Встреченный с крайней неприязнью сослуживцами и ставший мишенью оскорбительных анонимных писем, Люсьен Левей знакомится с представителями местной знати; они страдают от скуки и потому принимают его в свой круг. Подлинным содержанием духовной жизни героя становится его любовь к г-же де Шастле, богатой вдове, «существу чистому и неземному».
В ее
Отец убеждает Л. Л. поступить на службу в личную канцелярию министра внутренних дел графа де Веза. Выбор какого бы то ни было жизненного поприща для Л. Л. безразличен, и он решает подчиниться воле отца, от которого всецело зависит. Вскоре Л. Л. оказывается свидетелем закулисных сторон политической жизни Франции. По заданию министра Л. Л. вмешивается в ход парламентских
Он становится мишенью разъяренной толпы, которая забрасывает его грязью. «У него лицо теперь не чище, 1 чем душа», — кричат ему.
Вернувшись в Париж, Л. Л. вновь погружается в интриги прави— тельственных кругов. Под влиянием отца, пытающегося спасти его светскую репутацию, 1 Л. Л. вступает в связь с женой разбогатевшего фабриканта г-жой Гранде, но вскоре проникается отвращением к ней. В конце романа ге-рой, разоренный после смерти отца, соглаша-/ ется на должность второго секретаря посольства в Риме и отправляется в «вечный город». «Правда переживания-осмысления молодым человеком своей судьбы, ценностей подлинных и мнимых на фоне достоверной хроники Июльской монархии» — так в отечественном литературоведении оценивается смысл духовной эволюции Л. Л. Самый бальзаковский из романов Стендаля, «Люсьен Левей» с начала повествования становится романом «утраченных иллюзий».
Казалось бы, наделенный умом, красотой, блестяще образованный, занимающий завидное положение в обществе, герой способен достигнуть всяческого благополучия в карьере и в личной жизни, ибо приобретает разнообразный опыт и знания, пробуя свои силы на различных жизненных поприщах. Но первое разочарование ждет его в полку. Героический дух в армии, чьи ветераны помнят о славе наполеоновских походов, навеки утрачен, служба превратилась в унылую и скучную обязанность, а военные погрязли в интригах и суете. Единственная «военная операция», в которой довелось участвовать Л. Л., — бессмысленное стояние уланского полка в полном боевом порядке с целью устрашения безоружных рабочих.
Крушение иллюзий происходит и на гражданской службе, где Л. Л. отказывается от министерской карьеры.
Он понимает, что не способен реализовать себя в обществе, где все определяют только деньги, где царят жульничество и коварство. Становление Л. Л. как личности, его духовный рост происходят по мере отказа от предлагаемых ему вариантов выбора жизненного поприща, по мере беспристрастного познания жизни и людей, по мере отрицания безнравственных поступков и деятельности, лишенной подлинного смысла. Единственным нравственным ориентиром в жизни героя становится его любовь к г-же Шастле — сюжетная линия, не получившая, однако, завершения в неоконченном романе Стендаля.
Подобно другим героям Стендаля, Люсьен Левей — яркая и сильная личность, жаждущая действия. Однако, как нигде у Стендаля, становление героя в этом романе происходит на беспристрастно и беспощадно воссозданном фоне жизни различных общественных слоев Франции. Именно общественные коллизии предопределяют логику развития характера Л. Л. Невозможность для героя подлинной реализации своей личности, выбора достойного жизненного пути обусловливают в конечном счете незавершенность произведения, открытость его конца и неясность дальнейшей судьбы Л. Л. Роман выдвигает новый тип героя, чья судьба неразрывно связана с современной ему общественной жизнью, чьи мысли, чувства, оттенки душевных переживаний воссозданы с непревзойденной тонкостью и психологической глубиной.
Герой неоконченного романа Стендаля «Люсьен Левей»