Герой повести Н. В. Гоголя «Нос»
Имя Майор Ковалев заключает в себе двойную семантику образа: с одной стороны, шаблонную и общераспространенную фамилию, с другой — имя и отчество, содержащее одновременно иронический намек на греческого философа Платона и пародийно диссонирующее отчество простоватого Кузьмы, что в тона М. К. не помышляет ни об идеализме, ни о платонической любви.
Его философия, как у Хлестакова, «срывать цветы удовольствия». М. К.- «кавказский» коллежский асессор. На Кавказе этот чин получить было проще, туда, съезжались за чином молодые титулярные
Следовательно, сущность образа Майор Ковалев амбиция, самолюбие, сознание иерархического ранга в качестве незыблемого жизненного закона: «Он мог простить все, что ни говорилось о нем самом, но никак не извинял, если это относилось к чину или званию».
Образ Майор Ковалев распадается надвое: он сам и его Нос. Двойник М. К. метонимически отделяется от своего носителя. Гротескные приключения Носа, как телесного показателя амбиции М. К., иронически
Притом Нос М. К. на три чина выше Майор Ковалев и служит по другому ведомству, что разрушает стройный мир иерархического порядка в сознании М. К. Таинственные и мистические силы жизни бросают несложное бытовое существо, занятое исключительно пошлыми, материальными проблемами, в вихрь жестоких испытаний, оканчивающихся ничем. М. К. попадает в центр так называемой «миражной интриги» , «вступает в конфликт с собственным носом» . От исхода этой борьбы зависят все блага жизни для М. К. Цирюльник М. К. Иван Яковлевич обнаруживает нос запеченным в хлебе, узнает, чей это нос, пытается избавиться от него, бросив его в Неву. Сам М. К. находит себя без носа, глядясь в зеркало.
Портрет Майор Ковалев «фигура фикции» , так как он строится на отсутствии носа: «У него вместо носа совершенно гладкое место!» Пародийно уравновешивают отсутствие носа только бакенбарды: «эти бакенбарды идут по самой средине щеки и прямехонько доходят до носа». М. К. бежит искать свой нос, видит его разъезжающим в карете: «Он был в мундире, шитом золотом, с большим стоячим воротничком; на нем были замшевые панталоны; при боку шпага. По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считался в ранге статского советника».
Нос молится в Казанском соборе, не желает разговаривать с М. К., униженно просящим, чтобы Нос вернулся на законное место. В поисках собственного носа М. К. едет к обер-полицмейстеру, затем в газетную экспедицию давать объявление о пропаже своего носа, к частному приставу.
Злоключения М. К. наполняют метафору носа многообразными смыслами: намеками на распутство М. К. («Если же встречал какую-нибудь смазливенькую, то давал ей < …> секретное приказание, прибавляя: «Ты спроси, душенька, квартиру майора Кова-
Лева»), на связь с возможным сифилисом 241 . Искания вице-губернаторского или экзекуторского места, а также женитьба без носа невозможны. М. К. решает, будто его нос с помощью колдовства испортила штаб-офицерша Подточина, на дочери которой он обещал жениться, но оставил мать и дочь «с носом». Наконец, нос приносит М. К. полицейский чиновник, перехвативший нос на границе по пути в Ригу: «И странно то, что я сам принял его сначала за господина. Но, к счастью, были со мной очки, и я тот же час увидел, что это был нос». Доктор отказывается пришивать нос, предлагает положить в банку со спиртом и продать.
Слухи вокруг путешествующего по Петербургу Носа разрастаются и собирают любопытных. Нос с прежним прыщом вдруг опять оказывается на лице М. К.
Нос М. К. в ранге статского советника — превратившаяся в персону и отделившаяся от М. К. воплощенная мечта, мыслимый предел его тайных амбициозных желаний, что объясняет претензии М. К. на вице-губернаторское место, не соответствующее чину. Образ Носа, таким образом, тождествен другим трагикомическим гоголевским персонификациям социальной неполноценности персонажей: шинели Башмачкина, короны испанского короля Поприщина. Социальный гротеск пронизывает образ М. К. и выражается в том, что Нос одновременно самозванец и вместе с тем может не хуже других занимать ответственный пост.
Нос М. К. исчезает 25 марта — в Благовещение, в пятницу. М. К. распутен, он плоть от плоти веселящегося Петербурга, оскверняющего день поста и праздник Благовещения. Мистическая пропажа носа и страдания, связанные с ним, забываются М. К. сразу же, едва нос возвращается на место. Смысл образа М. К.- торжество пошлости, вновь обретенный нос только подчеркивает потерю человеческого лица, даруемого Богом, Чертокуцкого, Ноздрева). Низменные страсти одерживают победу над христианскими ценностями : М. К. заезжает в кондитерскую, любуется в зеркале носом, издевается над военным, у которого «нос никак не больше жилетной пуговицы», хлопочет о вице-губернаторском месте, встречает штаб-офицершу Подточину с дочерью, делает им нос, наконец, покупает себе орденскую ленточку.
Западная цивилизация, олицетворенная в образе Петербурга — туманного и фантастического города, — растлевает и «омертвляет» душу М. К., погоня за чинами приводит к «страшному раздроблению» человека и мира.
Образ Носа М. К. Гоголь заимствовал из журнальной «носологии», романа Л. Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» , а также из общего увлечения в 20-30-х гг. XIX в. натурфилософскими и мистическими учениями, в том числе физиогномическими.
По повести Гоголя написана опера Д. Д. Шостаковича «Нос» , в которой герой и сюжет были воплощены в приемах трагической буффонады.
Герой повести Н. В. Гоголя «Нос»