Герой повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Некоторые биографические черты связывают Т. Б. и Богдана Хмельницкого. Однако Тарас Бульба собирательный образ, и главным источником служил Гоголю фольклор: украинские народные песни и думы, исторические песни, героические былины и сказки о богатырях. Образ Тараса Бульбы эпичен, героиней и масштабен.

Его судьба разворачивается на фоне грозных исторических событий — борьбы Запорожской вольницы против польской шляхты, турецкого и татарского владычества. Тарас Бульба

Тип положительного героя, ибо он неотъемлемая часть родового единства

казачьего братства; его поступками в основном руководит кодекс рыцарской чести; он сражается и умирает во имя интересов Русской земли и православной веры; в нем «широкая, разгульная замашка русской природы».

Положительное начало образа Т. Б. уравновешивает безыдеальность образов «уродов» и «существователей» . В образе Т. Б. идея товарищества, скрепляющая стихию коллектива, противостоит эгоизму отрешенной индивидуальности, а утопическая республика Запорожской Сечи с ее свободой, равенством, братством противопоставлена узости, мелочности, преклонению перед чинами и капиталом холодного и бездушного

Петербурга.

Портрет Тараса Бульбы гиперболичен. Богатырская сила, телесная мощь, суровость и прямолинейность, чуждая всякому лукавству, составляют основу облика Т. Б.: «Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст»; «… навесил он еще ниже на очи свои хмурые, исчерна-белые брови, подобные кустам, выросшим по высокому темени горы, которых верхушки вплоть занес иглистый северный иней»; «весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава». Широта и могучий размах Т. Б. в пиршестве и ратном деле приобретают былинные, грандиозно-стихийные черты: «Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков, тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние! Да горелки побольше, не с выдумками горелки, не с изюмом и всякими вытребеньками, а чистой, пенной горелки, чтобы играла и шипела, как бешеная». Т. Б. в гневе колотит горшки и фляжки.

В пылу боя «рубится и бьется Тарас, сыплет гостинцы тому и другому на голову… рубя в капусту встречных и поперечных». Раненый, Т. Б. грохнулся, «как подрубленный дуб, на землю».

«А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи. Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. < …> Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и ногам».

Образ Т. Б. неоднозначен: ему свойственны жестокость и коварство, считающиеся этической нормой в XV-XVII вв. Т. Б. низлагает кошевого, отказавшегося нарушить клятву и возобновить войну, только потому, что два сына Т. Б. должны закалиться в боях.

Тарас Бульба напоил казаков, подговорил их устроить общий сбор, и хмельные Казаки, по наущению Т. Б., сместили кошевого, выбрав угодного Т. Б. Кирдягу. После казни Остапа Тарас Бульба мстит шляхте, справляет «поминки» по сыну: грабит замки, выжигает 18 местечек, костелы: «Ничего не жалейте!» — повторял только Тарас. Не уважили казаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями не внимали ничему жестокие казаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя».

В образе Т. Б. сливаются две стилевые стихии гоголевского повествования: историческая конкретность и реализм изображения грубого века, когда обоюдная свирепость казаков и поляков — обычное явление, и, с другой стороны, торжественно-лирический пафос народно-поэтического эпоса, смысл которого — апофеоз богатырской мощи Русской земли.

Сыноубийство мотивировано предательством и изменой Андрия Русской земле и православной вере, следовательно, этически оправданно: «»Так продать? продать веру? продать своих? Я тебя породил, я тебя и убью!» — сказал Тарас…» Гоголь переосмысливает библейский мотив жертвоприношения Авраама: Андрий не спасен Богом, а Т. Б. приносит его в жертву православию: «как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова». В противоположность изменнику Андрию Остап, другой сын Т. Б., распят мучителями на эшафоте за веру, подобно Христу. Т. Б. «стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!»» Отцеоставленность Остапа и его крик, подобный воплю Христа на кресте: «Батько! где ты?

Слышишь ли ты?» рождает ответный возглас Т. Б. : «Слышу!» . Таким образом, эпическое единство образа Т. Б. раздваивается в образах его сыновей. Образ Остапа воплощает идею неразрывной связи с родовым телом, верность рыцарской чести и Отечеству, образ Андрия — идею отпадения, эгоистической разобщенности людей, отрыва от целого: коллектива, народа, Бога, что характерно для современной Гоголю европейской цивилизации.

Кровавая битва — стихия Тараса Бульбы. В ней звучит мотив смертного пиршества, как в «Слове о полку Игореве». Смерть витязей за Отечество угодна Богу. Казаки, следовательно, предстают Божьим воинством, и крылатые слова Т. Е., подбадривающие их, есть слова «наказного атамана», поставленного Божьим промыслом во славу Русской земли. Русская земля приобретает в понимании Гоголя мессианский смысл.

Гибель Т. Б. сохраняет тот же высокий христианский пафос, хоть и снижена юмористическим мотивом потерянной Т. Б. люльки: «И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную спутницу на морях и на суше, и в походах, и дома». Поляки сжигают Т. Б. на огне, распиная на древесном стволе : «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»




Герой повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»