Герой повести-очерка Лескова «Очарованный странник»

Флягин — герой повести-очерка Н. С. Лескова «Очарованный странник» . Ф. находится в ряду лесковских героев-странников, чудаков, богатырей-праведников, таких, как Ахилла Десницын, Розанов и др. Образ Флягина является одним из центральных в огромной галерее «русских характеров» Лескова и олицетворяет собой «живого» русского богатыря. Сам сюжет «Очарованного странника» — это рассказ-повествование Флягина о своей жизни и судьбе.

Флягин «моленый сын», и ему предначертано стать монахом, но другая сила — сила очарования

жизни — заставляет его идти дорогами чередующихся странствий, увлечений, страданий. В ранней молодости Флягин совершает тяжкий проступок — глумится над старым и убогим монашком и доводит его до гибели. С этого начинается «одиссея» героя. Он ворует лошадей для цыган, становится нянькой у маленькой девочки, попадает в плен к татарам, затем его возвращают помещику, который велит его высечь, он становится конэсером у князя, очаровывается цыганкой Грушей, а затем сбрасывает ее, покинутую князем, по ее же просьбе, в реку, попадает в солдаты вместо другого, становится офицером и георгиевским кавалером, выходит
в отставку, играет в театре и, наконец, уходит в монастырь послушником.

Но и в монастыре нет ему покоя: его одолевают «бес и бесенята». Посаженный в яму, он начинает «пророчествовать» о скорой войне и, наконец, отправляется на богомолье в Соловки.

В русле литературного процесса второй половины XIX века Ф. очень близок страннику Макару Долгорукому из романа Ф. М. Достоевского «Подросток» . Мотивы духовного и физического скитальчества, Войны и мира во многом заимствованы от героев «Войны и мира» Л. Н. Толстого.

В образе Ф, Лесков, по-видимому, развил идею Н. В. Гоголя о «богатырстве» русского человека: «В России теперь на каждом шагу можно сделаться богатырем. Всякое звание и всякое место требуют богатырства» . Идея «вечного» странничества, как наказания за глумление над чужим несчастьем, сближает Ф. с образом Агасфера из романа «Вечный жид» французского писателя Э. Сю, с творчеством которого Лесков был подробно знаком.

Образ Ф. имеет и глубокие фольклорно-мифологические корни. Он являет собой органический синтез Ильи Муромца, Иванушки-дурачка и Одиссея. Сам Лесков описывает его как «типического, простодушного русского богатыря, напоминающего Илью Муромца». «Очарованность» Ф. напоминает очарованность Иванушки-дурачка, который на предложение «проси, чего хочешь» просит гармонь, на которой и играть-то не умеет. История с татарским пленом Ф. во многом сравнима с мытарствами Одиссея.

Так же как Одиссей стремился вернуться на Итаку, Ф. пытается вернуться обратно к людям «своей веры», в свой «духовный дом».

И тот и другой проходят при этом через тяжкие испытания и страдания. Как и Одиссея, Ф. на родине не ждет ничего хорошего. Х. Пионтек, например, ставит Ф. в один ряд с Одиссеем, Дон Кихотом, Симп-лициссимусом и Робинзоном Крузо — героями, претерпевающими длинную чреду испытаний и проявляющими в них стойкость и крепость духа. Существует также точка зрения, что «именно из национальной и религиозной» природы своего характера Ф. получил «настоящее убеждение свое» — самоотверженную готовность служить другому, свободную от эгоистических побуждений. Некоторые исследователи считают, что во Ф. «проступают вполне осязаемые черты реального исторического лица — протопопа Аввакума» .

Приход Ф. к религии, его уход в монастырь после всех перипетий, а также эпитет «очарованный» заставляют вспомнить и о другом герое классической литературы древности — Луции, герое «Метаморфоз» Апулея. И здесь в образе Ф. просматриваются корни платоновской философии души, очарованной воспоминаниями о прекрасном «занебесье» и едущей в колеснице, запряженной черным и белым конем. Образ Ф. становится своего рода первой русской интерпретацией «платоновской души». По-разному относятся исследователи образа Ф. и к его «очарованности», различая в ней «душевную, небесную» компоненту и «телесную, земную»: «Божественная душа человека прикована злом к земному миру, к грешному телу, вследствие этого она очарована. Она может быть спасена, если только снова найдет дорогу на свою небесную родину.

Однако этот путь идет через все земные страдания. Расколдовывание — это душевное очищение человека» . Через образ Ф.- богатыря в рясе — Лесков стремится показать извечную и противоречивую борьбу христианского и языческого начал в человеке, в конце которой телесная мощь становится на службу мощи духовной, православной.

Образ Ф.- очарованного странника — оказал сильнейшее влияние на последующую русскую литературу. Он нашел своих «последователей» в произведениях Чехова, Горького, Бажова, Платонова, Шолохова, Шукшина, Бородина и др.




Герой повести-очерка Лескова «Очарованный странник»