Генерал и окружающие его авантюристы-французы, маркиз Де-Грие и красавица Бланш, ждут богатого наследства от больной московской «бабушки»: тогда Де-Грие сможет жениться на Полине, а Бланш станет генеральшей. А. И. влюблен в Полину, но та отвечает ему презрением. Неожиданно приехавшая «бабушка» проигрывает в рулетку почти все свое состояние, лишив Полину и генерала наследства.
Де-Грие отказывается «без денег» жениться на Полине, которая еще должна французу 50 тысяч. Гордая до страсти, Полина хочет бросить их в «подлое лицо» Де-Грие. Деньги должен выиграть А.
И. Счастливый случай приносит ему огромную сумму, но игра из средства самоутверждения и «служения» любимой превращается для него в настоящую страсть. Более полутора лет А. И. скитается по «игорным» городам Германии, опускаясь до службы в лакеях, попадая в тюрьму за неуплаченный долг. В образе А.
И. есть автобиографические черты: в 1860-е гг.
В Германии сам писатель пережил сильнейшую страсть к рулетке; история любви к Полине во многом повторяет перипетии отношений Достоевского и А. П. Сусловой. Предшественники А.
И. в русской литературе — «игроки» Германн и Арбенин, в зарубежной — герои Гофмана и Бальзака. По роману Достоевского написана опера С. С. Прокофьева «Игрок» .
Диалогическая структура литературного первоисточника позволила трансформировать повествование в драматическое действие, сохранив «интонации» Достоевского. Динамика романа, его яркие контрасты в ситуациях и столкновениях характеров дали благодатный материал для музыки. Благодаря усечению эпилога, повествующего о дальнейшем нравственном падении А. И., образ главного героя обрел трагическую завершенность.
Последние слова А. И. недвусмысленно подтверждают перерождение его, томимого любовью к Полине, в одержимого игрока. Опера Прокофьева, поставленная Б. А.
Покровским с А. Д. Масленниковым и Г. П. Вишневской в главных ролях, доказала жизнеспособность героев Достоевского на музыкальной сцене.
Дайджест:
- Краткое содержание романа Достоевского «Игрок»Алексей Иванович, 25-летний домашний учитель, вместе с семьей пожилого генерала Загорянского — падчерицей Полиной и двумя малолетними детьми — живет в роскошном отеле на немецком курорте Рулетенбург. Еще в России генерал заложил свое имение некоему маркизу Де-Грие и уже полгода с нетерпением ждет из Москвы известий о смерти больной тетки Антониды Васильевны Тарасевичевой. Тогда Де-Грие ... Читать далее...
- Жанровая структура романа Достоевского «Игрок»Роман «Игрок», последний в ряду романов первого цикла, был написан в октябре 1866 г. — в разгар работы над окончанием «Преступления и наказания». Создание романа в старой манере, когда была открыта новая, может быть объяснено лишь фактами личной жизни. Не будь ловушки издателя Ф. Стелловского и его кабального договора с условием, помимо прочего, представить к ... Читать далее...
- Краткое изложение Игрок Федор ДостоевскийФ. М. Достоевский Игрок Алексей Иванович, 25-летний домашний учитель, вместе с семьей пожилого генерала Загорянского — падчерицей Полиной и двумя малолетними детьми — живет в роскошном отеле на немецком курорте Рулетенбург. Еще в России генерал заложил свое имение некоему маркизу Де-Грие и уже полгода с нетерпением ждет из Москвы известий о смерти больной тетки Антониды ... Читать далее...
- Герой романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди»Он только что переехал в «капитальный» дом возле Фонтанки, где ютится за перегородкой в общей кухне с «гнилым, остро-услащенным запахом», в котором «чижики так и мрут». В том же дворе Макар Девушкин снимает более удобную и дорогую квартиру для своей дальней родственницы Вареньки, 17-летней сироты, за которую больше некому заступиться. Живя рядом, они редко видятся, ... Читать далее...
- Герой романа Ф. М. Достоевского «Идиот»В романе «Идиот» Достоевский подводил итог многим своим размышлениям о христианстве, о личности Христа и судьбе его учения в миру. «Главная мысль романа, — писал Достоевский, — изобразить положительно прекрасного человека». Перечисляя лучшие образцы мировой литературы, на которые он ориентировался, Достоевский говорит, что единственное «положительно прекрасное лицо» для него Христос. И еще Дон Кихот, но ... Читать далее...
- Герой романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»Он был в то время даже очень красив собою, строен, средневысокого роста, темно-рус, с правильным, хотя несколько удлиненным овалом лица, с блестящими темно-серыми широко расставленными глазами, весьма задумчивый и по-видимому весьма спокойный». Мать А. К., Софья Ивановна, умерла, когда ему было четыре года. Первые три месяца после ее смерти Алеша Карамазов провел под присмотром слуги ... Читать далее...
- Герой романа Ф. М. Достоевского «Подросток»Аркадий Долгорукий незаконнорожденный сын помещика Версилова, получивший «княжескую» фамилию своего юридического отца Макара Долгорукого, бывшего дворового человека. А. Д. вырос вне семьи, «детские грустные годы» провел в частном пансионе, подвергаясь насмешкам и унижениям. Тогда он, по его собственным словам, «сознал, что я… лакей» и начал в мечтах «пересоздавать жизнь на иной лад». Образ пушкинского Барона, ... Читать далее...
- Смысл заглавия романа Достоевского «Преступление и наказание»Смысл заглавия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» I. Вступление Проблематика романа Достоевского «Преступление и наказание». Следует указать на нравственно-философский характер проблематики; соответственно и проблема преступления рассматривается Достоевским не в уголовно-криминальном смысле, но в плане философско-психологическом. II. Главная часть 1. Преступление в понимании Достоевского. Достоевский воспринимает преступление Раскольникова не как нарушение уголовных законов, но ... Читать далее...
- Почему главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», в основе которого детективный сюжет, преступник, а не следователь?Роман «Преступление и наказание» в некоторой мере детектив, однако вопреки известному жанру Ф. М. Достоевский главной фигурой сюжета делает личность преступника. Образу следователя отведено всего лишь несколько страниц. Чем обусловлено такое решение писателя? Роман Достоевского — социально-психологическое произведение, где на первый план выходит внутренний мир преступившего закон человека. Свой замысел автор объяснял «психологическим отчетом одного ... Читать далее...
- Персонажи романа Ф. М. Достоевского «Идиот»Виды Персонажи романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Персонажи романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Князь Лев Николаевич Мышкин — русский дворянин, лечившийся 4 года в Швейцарии от эпилепсии. Белокурый с голубыми глазами, ростом чуть выше среднего. Чистый душой и помыслами, чрезвычайно умный своею природой, он не может быть иначе назван в обществе, как не Идиот. «Настасья ... Читать далее...
- На тему: Замысел романа Достоевского «Бесы»Замысел романа Достоевского «Бесы» Роман Ф. М. Достоевского «Бесы» был написан во второй половине 19-го века и считается одним из наиболее политизированных и антинигилистических романов автора. Это был шестой роман Достоевского. На его создание повлияли некоторые реальные события, связанные с так называемым «Делом Нечаева». Так, некий С. Г. Нечаев, русский нигилист и революционер, осенью 1869 ... Читать далее...
- Особенности композиции романа Достоевского «Преступление и наказание»Особенности композиции романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» I. Вступление Что такое композиция. Под композицией обыкновенно понимают состав и последовательность расположения частей и элементов произведения, систему взаимодействия его образов между собой. II. Главная часть Сложность и неоднозначность композиции романа Достоевского. Композиционные эффекты у Достоевского осуществляются на разных уровнях: на уровне сюжета, системы персонажей, системы ... Читать далее...
- Жанровая своеобразность романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»По жанру «Преступление и наказание» — абсолютно новый тип произведения. В романе «Преступление и наказание» объединено несколько жанровых разновидностей романа, добавлено принципиально новые мысли. Это помогает автору всесторонне раскрыть затронутые им проблемы. По жанру произведение «Преступление и наказание» — роман, тем не менее, в нем смешано несколько видов романа. Это и карнавально-авантюрный роман, и детективный ... Читать далее...
- ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»«Преступление и наказание» — это первый в ряду пяти крупных романов Достоевского. В нем раскрылся творческий мир автора, где имеет значение все. Главный герой романа — молодой человек, которого исключили из университета. Он живет в нищете, так как его самомнение не позволяет заниматься работой для «низших» людей. Чтобы как-то исправить свое материальное положение, Раскольников убивает ... Читать далее...
- План сочинения: Язык романа Достоевского «Преступление и наказание»Язык романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскрывая тайны человеческого духа, Достоевский много внимания уделяет поэтике своего романа: языку, стилю, месту и времени действия, композиции, пейзажу и т. д. Среди этих художественных особенностей важное место в «Преступлении и наказании» принадлежит языку. Каждое слово у Достоевского включено в художественную целостность произведения, представляет собой сгусток смысла, ... Читать далее...
- На тему: Петербург Достоевского на примере романа Преступление и наказание, ДостоевскийПетербург Достоевского Начать следует с того, что представлял собой Петербург в 19 веке. А был он столицей огромной империи, находящейся на пике своего могущества. Что это значит для города? Огромное количество административных учреждений, сконцентрированных на небольшой площади. Как это обычно бывает в России, где правительство, там — деньги. Благодаря всему вышеперечисленному, Петербург быстро превратился в ... Читать далее...
- Обращение к теме поэтики романа Ф. М. Достоевского» Братья Карамазовы » не случайно и вызвано рядом обстоятельств. Прежде всего этот вопрос сравнительно мало изучен в отечественной критике и литературоведении. Большинство исследователей занимал идейный диалог Библии и последнего романа писателя. Преходящая острота этой проблематики зачастую заслоняла более глубинные и устойчивые структурные моменты его художественного видения. Часто почти вовсе забывали, что Достоевский прежде всего ... Читать далее...
- Центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»Смердяков слуга помещика Федора Павловича Карамазова, его незаконнорожденный сын от городской юродивой Лизаветы Смердящей. Исследователи творчества Достоевского считают, что Смердяков как персонаж «Братьев Карамазовых» появился тогда, когда Достоевский обратился к давнишним записям, озаглавленным «Словечки», в поисках характерных выражений для речи героев романа. Давая общую характеристику людям, едва приобщившимся к культуре, Достоевский писал в «Дневнике писателя» ... Читать далее...
- Персонажи романа Достоевского «Братья Карамазовы»Центральный персонаж романа Достоевского » Братья Карамазовы » , помещик, отец Дмитрия, Ивана, Алеши Карамазовых и незаконнорожденного сына Смердякова. Фамилия Карамазова имеет в своем составе корень «кара», что на тюркско-татарских языках означает «черный» . В черновиках этот герой не имеет еще имени, которое появилось лишь в окончательной редакции, а называется просто помещиком. В романе — ... Читать далее...
- Герой «Записок из подполья» Ф. М. ДостоевскогоСорокалетний чиновник в отставке, он живет в «углу» — «дрянной, скверной» комнате на краю Петербурга. В «подполье» он и психологически: почти всегда один, предается безудержному «мечтательству», мотивы и образы которого взяты из «книжек». Проявляя ум и мужество, он исследует собственное сознание, так определяя цель своей исповеди — «испытать: можно ли хоть с самим собой совершенно ... Читать далее...
- Замысел романа Достоевского «Преступление и наказание»Замысел «Преступления и наказания» возник у Достоевского на основе глубокого осмысления самых живых, самых злободневных явлений, характерных для русской действительности середины 60-х годов. Рост нищеты, проституции, уголовных преступлений, смещение нравственных норм, «шаткость в понятиях», эгоцентризм и анархическое своеволие буржуазных дельцов и крайняя беспомощность «униженных и оскорбленных», способных только к стихийному и индивидуалистическому бунту,- все эти ... Читать далее...
- Образы романа «Идиот» Ф. М. Достоевского в интерпретации художника И. С. ГлазуноваГлубоко национальный русский писатель Федор Михайлович Достоевский обладал особой способностью видеть душу человека, постигать его психику, улавливать тончайшие оттенки внутренней жизни человека. Как художник-психолог Достоевский представлял собой редчайшее, исключительное явление. Ему была присуща поразительная чуткость к самым сокровенным и потаенным движениям души, способность проникать в самые отдаленные уголки сознания и чувства, наблюдать и анализировать тончайшие ... Читать далее...
- Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Время создания романа. Время создания романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» было отмечено в общественном сознании возникновением новых теорий. Россия середины XIX в. представляла собой общество, в котором происходил слом сознания с привычными нравственными принципами, на место которым приходили новые теории. Показать трагический результат этих «измышлений» и хотел автор романа «Преступление и наказание» Причины ... Читать далее...
- Кто настоящий герой по М. Ю. Лермонтову? На примере романа «Герой нашего времени»В своем романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму — все живое, малейшие проявления свободомыслия беспощадно преследовались и подавлялись. Через два года после появления в печати «Героя нашего времени» А. И. Герцен ... Читать далее...
- Сюжетная структура романа Достоевского «Записки из Мертвого дома»В «Записках из Мертвого дома» две части, но каждая из частей имеет общую логику развития сюжета, в основе которой лежит метафора «воскресения из мертвых». Первая часть начинается «Мертвым домом», рассказом об ужасе будничного унижения человека, герой проходит ад «рождественской» бани, пьяной гульбой оборачивается «праздник рождества Христова» после отъезда плац-майора, а действительное представление пробуждает человеческое в ... Читать далее...
- Шатов — центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского «Бесы»С образом Ивана Павловича Ш., двадцатисемилетнего конторского служащего, раскаявшегося нигилиста, ассоциирован И. И. Иванов, убитый в ноябре 1869 года Нечаевым и его группой по политическим мотивам и согласно принципам «Катехизиса революционера». Своеобразное художественное преломление в образе Ш. получили некоторые факты биографии фурьериста и петрашевца, затем «раскаявшегося нигилиста» Н. Я. Данилевского, а также самого Достоевского. «Это ... Читать далее...
- Жизнь обездоленных на страницах романа Достоевского «Преступление и наказание»«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского принадлежит к наиболее сложным произведениям русской литературы. Достоевский описывает страшную картину жизни людей в России середины ХIХ в. В это время много кто чувствовал себя разочарованным, загнанным и зажатым собственным бессилием и бесправием. Автор создает книгу о обедневших дворянах, «жителях темных уголков». До него никто не писал таких книг, ... Читать далее...
- Героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Героиня романа Ф. М. Достоевского » Преступление и наказание «, дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника, замученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, вынужденная пойти на панель, чтобы содержать пропойцу отца и его семью. «Это было «…» худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее ... Читать далее...
- Кириллов центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского «Бесы»По предположению Гроссмана, реальным прототипом Алексея Ниловича К. отчасти послужил петрашевец Тимковский, отставной офицер флота: «Личность Тимковского, видимо, отразилась через двадцать лет на образе инженера К. в «Бесах»: стремительный путь от религиозности к атеизму, готовность взорвать весь мир при серьезной практической работе в государстве, своеобразная революционность и самопожертвование при маниакальности господствующей идеи — все это ... Читать далее...
- Сущность последнего романа Достоевского «Преступление и наказание»Среди важнейших вопросов, поставленных русской мыслью XIX в., вопрос о религии занимает особое место. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему. В «Преступлении и наказании» автор изобразил человеческую душу, прошедшую через страдания и ошибки к постижению истины. В XIX веке стала видна недостаточность прежних христианских аксиом, и ... Читать далее...
Герой романа Ф. М. Достоевского «Игрок»