Герой романа Р. Музиля «Человек без свойств»

В дневниках писателя на стадии замысла романа — Ахилл, Андерс. У.- сын известного юриста, 36 лет, независим и обеспечен; был офицером, инженером, затем математиком, но ни одна из этих профессий не дала ему удовлетворения, несмотря на то, что в каждой из них он добился успеха. Поэтому Ульрих решает взять «отпуск от жизни», чтобы найти более подходящее применение своим способностям и заняться «отделкой собственной личности». Обладая «какими-то дольками нового способа думать и чувствовать», У. желает строить свою жизнь по принципу

эссеизма как персонаж на страницах книги, когда отброшено все несущественное.

У. предлагает учредить Всемирный «секретариат точности и души» для того, чтобы постичь «скользящую логику души, которой соответствует родство вещей в догадках искусства и религии, овладеть тем, что никак не осуществимо вполне», познать взаимодействие между внутренним миром и внешним, постичь «тайну целого».

В родном городе Ульрих встречает свою почти забытую сестру Агату. Между братом и сестрой возникает духовное общение и удивительное понимание. Они ведут «святые разговоры», пытаясь постичь природу фундаментальных

понятий: жизни, добра и зла, морали, действия, веры. Ульрих и Агата приходят к выводу о необходимости переосмысления прежних смыслов: вместо статичной, охранительной морали достижения цели и присвоения мира должна быть создана мораль «озаренного человека» и творческого момента.

В своих размышлениях У. использует самый различный опыт человечества на пути его становления: рациональное, иррациональное, этическое, эстетическое, мистическое. Он пытается разрешить «утопию самого себя», устранить субъект-объектную трещину, проходящую через сердце мира и человека, «найти заклинание, рычаг, за который можно ухватиться, может быть, кусок, который замкнет круг». Задача У превосходит возможности человека, и потому, наверное, роман Р. Музиля остался незавершенным.

«Человек без свойств» — новая в литературе XX века концепция героя. Сам Музиль определил У. как человека, который «рожден для изменения» и окружен «созданным для изменения миром». Вальтер, друг У. говорит о нем: «Он талантлив, наделен силой воли, лишен предрассудков, мужествен, вынослив, напорист, острожен — «…» пусть у него будут все эти свойства.

Ведь у него-то их нет!.. Копа он зол, в нем что-то смеется. Когда он грустен, он что-то готовит.

Когда его что-то трогает, он этого не приемлет… Для него нет ничего раз навсегда установленного. Все видоизменяемо, все — часть целого, бесчисленных целых, принадлежащих, возможно, к сверхцелому, которого он, однако, ни в коей мере не знает».

Свительская акцентирует в понятии «человека без свойств» содержащуюся там категорию возможности: «Освобожденный от «свойств» герой Музиля — это человеческое в том возможном состоянии, которое гарантирует сохранность лучшего в личности, освобождает ее от гнетущей власти отчуждения, раскрепощает ее духовный потенциал». И. Шмидт видит истоки определения «человека без свойств» в религиозном учении немецкого мистика XIV века Эккарта, полагающего, что Бог обращает свой лик в первую очередь на человека без свойств как на высшее проявление человеческого существа, как на самую истинную и никогда не исчезающую святыню жизни. Это учение в свою очередь уходит корнями в традицию принимать перед вступлением в монашество аскезу.

Близкое понятие «человека без качеств» встречается у Плотина в трактате «О благе и едином»: «… как о материи говорится, что ей-де необходимо быть лишенной всех качеств, раз она должна принимать образы всех вещей, так и гораздо более необходимо душе становиться безвидной, раз не должно быть никакого таящегося в ней препятствия к ее наполнению и осиянию первоприродой».

«Человек без свойств» противопоставлен понятию характера как чему-то окончательно сформированному, несущему на себе печать «обжитой жизни», с ее нескончаемым «повторением подобного». Характер как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности замкнут, «человек без свойств» открыт любой возможности, еще не перестал быть прекрасной гипотезой самого себя. Это соотносится с незамкнутостью и неклассичностью современной науки, с насущной потребностью выживания человека в мире, что предполагает у него ценности более высокого порядка.




Герой романа Р. Музиля «Человек без свойств»