Герой трагедии У. Шекспира «Антоний и Клеопатра»

Антоний фигурировал среди персонажей первой «римской» трагедии Шекспира «Юлий Цезарь», но ловкий демагог, искусно игравший на страстях толпы, не имеет почти ничего общего с беспечным и великодушным полководцем второй пьесы, хотя в обоих случаях источником послужили «Сравнительные жизнеописания» Плутарха.

Некоторые детали сознательно изменены: так, у Плутарха «кутилу и пьяницу» Антоний покидает бог Вакх-Дионис, а в трагедии покровителем А. выступает могучий Геркулес, с которым его неоднократно сравнивают. Овеянная

легендами история любви А. и Клеопатры трактуется Шекспиром как трагедия доблести: безрассудный героизм заведомо обречен. «Безмерная» страсть Антоний вступает в противоречие с его жаждой власти и ожиданиями ближайших соратников, предчувствующих роковой финал схватки с Октавием Цезарем. Поначалу А. еще способен отказаться от Клеопатры: ради союза с Цезарем он даже женится на его сестре.

Но любовь оказывается сильнее — противостоять чарам «нильской змейки» А. не может и в решающем морском сражении позорно бросает свои войска, устремившись за кораблем предавшей его Клеопатры. Будущее принадлежит бесстрастному

носителю государственной идеи — Цезарю, который умеет подчинять чувства расчету и хладнокровно выжидает промаха соперника.

Когда потерпевший полное поражение Антоний предлагает решить дело личным поединком, ему отвечают презрительным отказом. Узнав о мнимом самоубийстве Клеопатры, он бросается на свой меч и в смерти находит успокоение, ибо сам свел счеты с жизнью, не унизив себя мольбой о пощаде.

Антоний герой сатирической легенды Мориса Метерлинка «Чудо святого Антония» . В ремарке к первому действию пьесы наружность героя описана следующим образом: «На пороге показывается старик, худощавый, высокий, босой, с непокрытой головой, с нечесаными волосами и бородой; на нем грязный, плохо сшитый, заношенный и во многих местах порванный подрясник». Наверное, именно так и должен выглядеть святой, равнодушный ко всему мирскому. Но обычные люди с их прозаичностью и ограниченностью этого не знают, поэтому за святого героя никто не признает даже после того, как он совершает самые настоящие чудеса: воскрешает усопшую три дня назад тетушку Гортензию, а потом лишает ее возможности говорить, ибо ей открылись тайны, которые она никому не смеет поведать, — тайны мира усопших.

Ведет себя герой сдержанно и корректно. Но Гортензия воскрешена, и теперь ситуация изменяется: А. стремится поскорее уйти, ибо его ждут дела — воскрешение еще одного покойника,- но его не отпускают. То предлагают деньги за проделанную работу, то приглашают вместе позавтракать, то сигару выкурить. Но герой вновь проявляет завидную непреклонность.

Тогда родственники усопшей придираются к тому, что он лишил их воскресшую тетушку возможности говорить, и зовут пристава. У А. не оказывается паспорта, да и вообще он очень напоминает одного сумасшедшего, который уже третий раз сбегает из больницы, а вырвавшись на свободу, выкидывает всякие «предосудительные штучки»: лечит больных, выпрямляет горбатых. А. забирают в участок, чтобы там во всем разобраться, а тетушка Гортензия снова умирает. Один из племянников покойной вдруг начинает испытывать к А. жалость.

В этом и заключается чудо А.: ему удалось совершить нечто абсолютно невероятное — излечить человеческую душу от жестокости и черствости.

Для русского театра образ А. связан с именем Б. Б. Вахтангова, который дважды обращался к постановке этой пьесы, прочитанной им как трагическая история святого чудотворца, не нужного людям. Роль А. исполнял Ю. А. Завадский.




Герой трагедии У. Шекспира «Антоний и Клеопатра»