Геслер и Вильгельм Телль: причины и характер противостояния
Цель: продолжить изучение драмы «Вильгельм Телль»; анализировать причины и характер противостояния Вильгельма Телля и Геслера; развивать критическое мышление учеников. Тип урока: проблемный урок с элементами исследовательской работы.
Помочь не умею я словами. а вот как настоящее дело закипит — позовите Телля, и пойдет он за вами… Ф. Шиллер.
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний.
1. Работа над предложенными учениками кроссвордами.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.
2. Название кантона. .
3. Наместник австрийского императора в Швейцарии. .
4. Населенный пункт в кантоне Ури, где была прикреплена шляпа. .
5. Имя сына Вильгельма Телля. .
6. Имя наместника австрийского императора в кантоне Ури. .
Ключевое слово: автор драмы «Вильгельм Телль». .
II. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. На предыдущем уроке мы определили основную тему драмы Шиллера «Вильгельм Телль» — освободительная борьба народа.
Однако много внимания автор уделяет
III. РАбота над темой урока.
1. Вступительное слово учителя. Телль не кланялся австрийской шляпе Геслера, за что
И был наказан: ему приказали стрелять в яблоко на голове собственного сына Вальтера, который полностью доверяет отцу. В душе Телля некоторое время длится внутренняя борьба. Телль очень волнуется, прячет еще одну стрелу за пазуху, стреляет и попадает в яблоко.
Этот исключительный героизм не привел в удивление палача, который за правдивый ответ о назначении спрятанной стрелы подвергает заключению героя. Заключенный Геслером, Телль освобождается во время бури на озере, убегает от ландфогта и становится мстителем, видя свою обязанность в мести обидчику. В своих раздумьях Телль обосновывает и социальную вину ландфогта и решает подвергнуть наказанию Геслера. Выбрав удобное для выстрела место на обочине кривой дороги, по которой должен был ехать ландфогт, Телль становится еще и свидетелем столкновенья Геслера с бедной женщиной Армгардой, которая рядом молит об освобождении заключенного мужчины.
Когда женщина в отчаянии бросается под ноги коню Геслера, Телль выпускает свою стрелу, попав ландфогту в сердце, который перед смертью успевает постичь: «это выстрел Телля». Цели достигнуты: угнетатель убит, народ — свободен.
Сегодня мы остановимся на вопросе противостояния Телля и Геслера.
2. Причины и характер противостояния.
Беседа.
Почему Телль отказался оказать почести шляпе? Было ли это проявлением бунта?
Почему эту сцену считают одной из центральных в драме?
К чему приводит поступок Телля? .
Сразу ли готов Телль к борьбе?
Что делает его мстителем?
Как вы относитесь к требованию Геслера стрелять в яблоко на голове Вальтера?
О чем свидетельствует такое требование?
Мог ли Телль поступить по-иному?
Какие черты характера Телля и Геслера раскрывает этот эпизод?
3. Устное словесное рисование. Образы Вильгельма Телля, Геслера. Ученикам предлагается словесно изобразить героев, дав им и их поступкам аргументированную собственную оценку.
IV. Рефлексия.
1. Составление гроздьев по теме «Вильгельм Телль», «Геслер»
2. Выводы урока.
Геслер — самоуверенный, жестокий палач швейцарского народа, он с ненавистью относится к швейцарцам, ждет от них лишь покорности: «а Геслер — самый молодой в роду, лишь рыцарским плащом он владеет, Поэтому и к счастью честного человека Он злобным глазом искоса посматривает».
Как свидетельствует эпиграф к уроку, Телль имеет доброе и чуткое сердце, поэтому он помогает всем, кто в этом нуждается. Он стремится не только к социальной, но и духовной свободе. Телль — это не только романтический, а и реалистический герой.
Он — хозяйственный крестьянин, охотник и стрелец, заботливый отец и муж; он — гуманный человек.
Запись в тетради.
Связь народной драмы с идеологией Просвещения — в произведении воплощены идеи равенства австрийцев и швейцарцев, естественного права последних на самоопределение и государственную самостоятельность; идея недопустимости нарушения естественных прав человека ; идея гуманности и личной свободы каждого человека.
V. ДОмашняя задача.
Характеризовать другие образы драмы; нарисовать иллюстрации к произведению ; для ученика-«историка»: подготовить сообщение «историческая основа драмы Шиллера «Вильгельм Телль»».
Геслер и Вильгельм Телль: причины и характер противостояния