Главная тема в реалистичной типизации
Главным же в реалистичной типизации всегда остается гармоничное соединение абстрактного, общего с конкретным, индивидуальным. О обоих этих необходимых элементах типичного образа подходяще писал В. Короленко. Сторона «общая» заключается для писателя в том, чтобы «хорошо знать, так сказать, непосредственно ту категорию явлений, которую желаете описать, чтобы черты ее сложились в типичный образ…».
Сторона же «индивидуальная» — в том, что «нужно отлично «представить» себе этот тип, чтобы придать ему значение и наглядность
Эти условия, которые традиционно именовались
Принцип историчности заключается «в идее исторической закономерности, в осознании истории как процесса качественных изменений, что определяет национально историческое своеобразие каждого ее этапа в каждой стране». Принципы социальности и историчности отстаивались многими представителями реалистичного направления. Бальзак, например, связывал социальность с реалистичной правдивостью. Выдающийся французский писатель стремился к изображению «общественного человека в самых многочисленных его проявлениях».
Бальзак считал, что правдивость заключается в том, чтобы найти «социальный движитель» событий и характеров.
Задание художника, по словам автора «Человеческой комедии», — «выучить основы или одну общую основу этих социальных явлений, схватить скрытый смысл огромной толпы типов, страстей и событий». Отстаивает Бальзак также историчность литературы. «Самим историком, — писал он, — должно было быть французское общество, мне остаемся, чтобы быть его секретарем». Развертывание действия на фоне общественно-исторических событий и конфликтов характерно и для украинских реалистов — Т. Шевченко и Панаса Мирного, И. Франко и М. Коцюбинского, И. Нечуя-Левицкого и М. Старицкого. Впрочем, социальный детерминизм в некоторых произведениях реалистичного направления является преувеличенным.
Определены реалистичные герои, подобно натуралистическим, крепко связанные со средой, которая «заедает» их. Это нередко поддавалось критике со стороны самих реалистов, в частности Ф. Достоевского, а также — со стороны представителей других литературных направлений.
Один из самых выдающихся авангардистов XX века, «абсурдист» Семюел Беккет писал о том, что писатели-реалисты «подавлены социальной памятью»; они не в состоянии понять «абсурда человеческой жизни», который не поддается узко социальному толкованию. Многие художники не принимали реалистичную «злободневность», «односторонность», «метафизичность».
Например, другой выдающийся представитель «театра абсурда» Ежен Ионеско считал, что реализм «суживает, обесцвечивает, деформирует» реальность, изображает человека «в перспективе уменьшенной и отчужденной». Реализм, по мнению Е. Ионеско, «отчуждает человека от его глубин». Но по большей части Ионеско выступает против «идеологичности» реалистичной литературы, против того, что «реалистичный автор ставит перед собой задание что-то доказать, завербовать… зрителей, читателей… от имени идеологии». Теперь также можно согласиться с тем, что идеологичность, точнее — заидеологизированость реализма, особенно «социалистического», а также избыточная социальность, которая временами превращается в антихудожественную политизованность и эфемерность, является отрицательными чертами напрямую.
Много выдающихся реалистов подарила эпоха XX века.
Главная тема в реалистичной типизации