Главные герои реалистических романов Уэллса
Уэллс обнаруживает антагонизм, непреодолимое разногласие между идеями и существующим в обществе порядком, или, как он определяет это в «Новом Маккиавелли», «между идеями и произволом». Мы привыкли воспринимать Уэллса как мастера фантастики. Но его творчество не ограничивается лишь этим аспектом.
В «Предисловии», написанном в 1908 году к первому русскому изданию его произведений, писатель указал, что научно-фантастические романы были необходимыми для него как определенный этап, преодолев который, он смог обратиться к написанию
Однообразно проходит жизнь ученика мануфактурного магазина Артура Киппса. Безрадостное детство, недостаток образования, прилавок магазина. «Туманное недовольство жизнью поднималось со дна его души…Он ощущал, что есть
Настоящая жизнь прошла где-то в стороне, хотя, с обывательской точки зрения, Киппсу, в конце концов, посчастливилось: он приобрел собственный дом, вступил в брак, открыл книжный магазин. Проблемам женской эмансипации посвященные романы » Анна Вероника» и «Жена сэра Айзека Гармена».
В этих произведениях речь идет о правах и роли женщины в жизни общества и о любви. Отнюдь не принадлежа к приверженцам феминистского движения, которое было довольно активным в Англии на изломе XIX-XX столетий, и, изображая его участниц в откровенно сатирическом плане, Уэллс, впрочем, очень внимательно относился к проблеме общего положения женщин, к проблеме взаимоотношений между полами. Не идеализируя людей, писатель старался оказывать содействие установлению гармоничных и естественных отношений между ними.
В романе «Во время кометы» он писал: «Мы совсем не хотим уничтожить любовь, но мы стремимся освободить ее от всех наслоений, от гордыни и подозрительности, от корысти и духа соперничества, так, чтобы можно было думать о любви как о сильном, лучистом и непобедимом чувстве». Среди английских романистов XX ст. Уэллс первым написал о взаимоотношениях мужчин и женщин настолько искренне и откровенно.
Появление романа «Анна Вероника», героиня которого смело защищает свое право на образование и независимость, право самостоятельно определять свою судьбу и своего избранника, вызвала бушующую реакцию читателей и критиков. Позицию героини Уэллса в Англии начала столетия восприняли как дерзкую затею против установленных правил и моральных норм.
В библиотеках читательницам отказывались выдавать роман Уэллса, священники в воскресных проповедях называли сочинение аморальным. Тем не менее, свою роль эта книга сыграла, расширив круг свободомыслящих женщин не только в литературе, а и в жизни. Собственно, писатель именно этого и хотел, к этому и стремился. «Я хочу быть Человеком», — говорит героиня Уэллса.
И ее желание разделяли немало современниц писателя. В конфликт со своим окружением вступает и Элла Гармен. Историю ее преобразования из покорного, затурканного существа в женщину, которая осознала себя Человеком, Уэллс рассказывает, критикуя существующий брак и связанные с ним законы. Большое значение для Уэллса имели национальные традиции английской реалистической литературы, прежде всего сатира Дж. Свифта, Ч. Диккенса и В. Теккерея. Талантом этих писателей он восхищался на протяжении всей своей жизни, учась у них мастерству романиста. «Какая голова этот Диккенс!..
Типы, характеры — все эти пузыри, полипы и прочие. Никто с ним не сравнится. Как он все это вывернул перед читателем!..
Как Шекспир. Как настоящий англичанин. Как Достоевский… или Бальзак», — писал Уэллс, восхищаясь романом «Холодный дом».
Уэллс близок Диккенсом своим вниманием к судьбе человека, к социальным проблемам. Как и Диккенс, он использует прием гротеска, подчеркивает эксцентричные черты в поведении и внешности героев. Еще делая первые шаги в литературе, Уэллс писал о социальной значимости искусства. С этой точки зрения значительный интерес представляют его статьи о литературе, переписки с писателями Гиссингом, Джеймсом, Беннетом.
Уэллс выступал против крайностей натурализма, эстетизма, делал ударение на своей преданности реалистической традиции.
Наиболее полно свое эстетичное кредо и свою концепцию романа Уэллс изложил в программной статье «Современный роман» : «Я считаю роман в самом деле значительным и необходимым явлением в сложной системе неугомонных поисков, которая носит название современной цивилизации». Задачи романа писатель понимал очень широко. Роман отображает жизнь общества в разнообразных формах ее проявления, оказывает содействие формированию морали и идейных убеждений современников, помогает в преобразовании общества. Уэллс наделяет роман не только критическими, а и конструктивными функциями, решительно отбрасывая представление о романе как о «развлекательном чтиве».
Главную задачу романа он видел в том, чтобы помочь людям понять и изменить жизнь.
Своеобразность современного романа, по мнению Уэллса, состоит в отказе от упроченных канонов: «Я за полную свободу развития его формы и устремлений!». Но одно условие он считает абсолютно необходимым: правдивое изображение жизни. Статья «Современный роман» — итог творческих поисков писателя на протяжении довоенного периода его деятельности. В конце концов, он и в дальнейшем придерживался сформулированных в этой статье принципов. Неотъемлемой особенностью произведений Уэллса является публицистический элемент.
Будучи противником бесстрастной ответственности, он и сам постоянно вмешивался в борьбу идей и мыслей, которая велась на страницах его романов.
В 1934 году он заметил: «Реальность взялась подражать моим книгам и готова заменить меня». В творчестве Уэллса происходил процесс перерастания социально-фантастического романа в социально-политический и социально-бытового — в социально-психологический. В «Самовластии мистера Парема «писатель рассказывает о мысленном фашистском перевороте в Англии.
В «Крокетисте» Уэллс осуждает политику невмешательства в войну в Испании. Образ «крокетиста» — это образ обывателя, который стал приспешником фашизма. Его не беспокоят судьбы человечества и культуры. «Пусть мир идет к черту!
Что бы там не произошло, но в половине первого я играю в крокет с тетенькой!».
К этой теме писатель снова вернется в романе «Осторожность не бывает чрезмерной». В произведениях Уэллса усиливается сатирический элемент, писатель плодотворно развивает традиции Дж. Свифта и Вольтера. Роман «Мистер Блетсуорси на острове Ремпол» Уэллс посвятил «бессмертной памяти Кандида».
В книгах английского фантаста, как и у просветителей, воплотилась вера в силу человеческого ума, звучит гуманистический протест против не человечности цивилизации, которая удручает человека и препятствует реализации заложенных в нем естественных возможностей. В романе «Белпингтон из Блепа» писатель рассказывает историю человека, который сознательно стал сторонником фашизма. Белпингтон отказывается от своего человеческого достоинства, приспосабливается к обстоятельствам, оправдывает реакцию, становится защитником установленных ею порядков.
Уэллс прибегает к приемам углубленной психологической характеристики своего героя, передает наименьшие детали процесса становления его личности, начиная с детства и заканчивая моментом, когда Белпингтон провозглашает тост за начало войны.
Главные герои реалистических романов Уэллса