Главный персонаж драматической сказки Велимира Хлебникова «Снежимочка»

Литературным прототипом Снежимочки сам Хлебников называл образ Снегурочки из пьесы А. Н. Островского, ставшей также героиней одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова. Сама же Снегурочка является одним из самых известных персонажей русского фольклора.

Однако образы Снежимочки и Снегурочки находятся как бы в разных литературных пространствах. Если Островский в Снегурочке хотел выразить всепроникающее единство и возвышенность любви и природы, то Хлебников ставит перед собой совершенно иную задачу. В ранних драматических произведениях

он во многом связан с символистским театром. Символистский принцип драматур-гическо-мифологического мира «сущностей» получает у Хлебникова столь яркое отображение, что некоторые исследователи называют его «еще более крайним символистом, чем сами символисты» . Хлебниковская С. является читателю в трех ипостасях — эпической, лирической и мистериальной. Как эпический образ С. — сказочный фольклорный персонаж, приходящий из своего сказочно-эпического прошлого в эпическое настоящее. Лирический образ С. передается стенаниями и плачем обитателей снежного леса, в коротких диалогах С. с встречающимися
ей людьми.

Но главным в образе С. является ее мистериальность.

Хлебников, по замечанию Ю. Тынянова, был одновременно и «крупнейшим новатором», и «крупнейшим архаистом». Он стремился оживить мир славянского архаического мифа, мир славянских богов и сказочных героев, стремился перевести его из прошлого в будущее — «длящееся тело художественного произведения, начинающееся «тут же» у подножия настоящего» . Обновление этого мифологического мира Хлебников начинает с переименования его «жителей», и прежде всего он дает новое имя архаической Снегурочке — Снежимочка. В пьесе эти имена сравниваются-противопоставляются.

Снегурочка — персонаж уже «застывший» в определенном культурном слое. По ходу пьесы и взрослые и дети воспринимают поначалу С. как Снегурочку, как персонаж из оперы Римского-Корсакова, как персонаж спектакля в «Народном доме». И лишь в заключительной сцене пьесы, во время возрожденного ритуала «праздника Очищения — Чистый день» С. уже называют Снежимочкой, а не Снегурочкой. В имени С. Хлебников воплощает свою поэтическую идею «самовитого слова».

По мнению некоторых исследователей, пьеса «Снежимочка» есть «действие-в-слове», способное преобразиться в «действие в воображении» . Необычное название драматического действия у Хлебникова — «деймо» — расшифровывается как «действие и письмо». Название это можно понимать и как «действие мистериальное». В пьесе в самом деле разворачивается мистерия.

Сначала оживает наделенный новыми именами мифологический снежный мир русской природы. Он вступает в сражение с вторгающимися в него чуждыми существами из городской жизни. Но такое сражение бесконечно и бесплодно.

И тогда Снежимочка уходит в чуждый мир города, чтобы преобразить его, соединить с миром мифа. Пораженный, переживший очищение мир города, мир «омертвевшей» культуры, соединяется с миром «живых» мифов через ритуал, славя С., «воскресшую» в весенних цветах, и, восприняв «предвечный закон», уходит в будущее.

Мифологические корни образа Снежимочки уходят к древнегреческому культу Диониса, бога весны и урожая, олицетворявшего веселое буйство природы, и его пророка Орфея, который погибал и воскресал милостью своего бога, — с ним связано и понятие очищения, чистилища. Затронут здесь и миф о Коре, дочери Деметры, возвращающейся из Аида на землю. В образе С. просматриваются христианские мотивы «распятия», «любви», «нового завета». С образом С. тесно связано характерное для творчества Хлебникова понятие вторичного синкретизма — смешение разных мифологических систем и мотивов религиозных культов в творческом сознании и произведении художника.

Пьеса «Снежимочка» предназначалась для постановок «будетлянского театра» в 1913 г. вместе с трагедией «Владимир Маяковский» В. Маяковского и «Победой над солнцем» А. Крученых, однако постановка так и не была осуществлена.




Главный персонаж драматической сказки Велимира Хлебникова «Снежимочка»