Главный женский характер Катерины по пьесе Гроза

В пьесе «Гроза» А. Н. Островский создает абсолютно новый женский образ, простой, глубокий характер. Речь идет о Катерине, главной героине драмы «Гроза». От ранее созданных героинь писателя она отличается силой духа, гармоничностью своей личности, собственным мироощущением.

На мой взгляд, Катерина — натура поэтическая, светлая, возвышенная, мечтательная, у которой сильно развитое воображение.

Ведь воспоминания Катерины составляют посещения церкви, молитвы, занятия вышиванием, странницы и богомолки, чудесные сны, в которых

ей являлись «храмы золотые» или «сады необыкновенные». В своей героине А. Н. Островский подчеркивает духовное начало, стремление к красоте.

Я думаю, что о Катерине также можно сказать, что она религиозна, однако вера ее обусловлена в основном ее поэтическим миросозерцанием. В душе героини религия тесно сплетается со славянскими языческими верованиями, с фольклорными понятиями. Так, обращаясь к Варваре, Катерина рассказывает ей о своей тоске, сожалеет о том, что люди не летают.

Однако эта тема задает и мотив смерти, т. е. уже в начале пьесы присутствуют мотивы, которые служат знаками трагической судьбы

героини.

Что касается характера Катерины, то, на мой взгляд, это натура сильная, имеющая чувство собственного достоинства. Она не может выносить бесконечные попреки Марфы Игнатьевны, не хочет терпеть и ее необоснованные оскорбления, глупость и слабохарактерность мужа.

Мне кажется, что постоянные нападки Кабановой на невестку связаны еще и с тем, что она подсознательно чувствует, что у Катерины сильный характер, поэтому та и противостоит ей.

Катерина также рассказывает Варваре о характерном событии из своего детства. Однажды вечером ее чем-то обидели дома, и она выбежала на Волгу, села в лодку и отпихнула ее от берега. И лишь на другое утро нашли ее верст за десять.

В композиционном плане рассказ Катерины предваряет финал пьесы. Волга для героини — символ воли, простора, свободного выбора.

Тоска по воле сливается в душе Катерины с жаждой настоящей любви. Сначала она пытается сохранить верность мужу, но в сердце ее нет любви, да Тихон и не понимает ее, не чувствует состояния жены. Уважать мужа она тоже не может, поскольку тот слабоволен, не особенно умен. Любовь же Катерины — чувство избирательное.

Она любит Бориса Григорьевича, племянника Дикого. Этот молодой человек кажется ей добрым, интеллигентным и воспитанным, он так не похож на окружающих. Образ его, вероятно, ассоциируется в душе героини с иной, «некалиновской» жизнью, с иными ценностями, к которым она подсознательно стремится.

И Катерина тайно встречается с ним, пока муж ее находится в отъезде. А затем она начинает мучиться сознанием совершенного греха. Здесь в «Грозе» возникает внутренний конфликт: действия Катерины не только представляются ей греховными с точки зрения православной религии, но и расходятся с ее собственными представлениями о морали, о добре и зле.

Будучи не в силах примирить свои поступки со своими чувствами, она решается на самоубийство, бросается в Волгу.

С одной стороны, я понимаю Катерину, считаю, что страдания героини были неизбежны, поэтому она решилась на столь радикальный выбор. С другой стороны, ее страдания кажутся незаслуженными. Ведь в своих поступках она хотела реализовать всего лишь естественные потребности человеческой личности — желание любви, уважения, право избирательности чувств.




Главный женский характер Катерины по пьесе Гроза