Гоголь, Анализ произведения Ревизор, План

Анализ произведения

Новаторство этого произведения Гоголя проявилось в целом ряде моментов.

1. Это первая в русской литературе комедия, не имеющая по­ложительного героя.

2. Композиционно она построена необычно: отсутствует экспо­зиция, действие начинается сразу с заявки, развивается стремительно и динамично. Заканчивается пье­са тем же, чем и начинается, то есть автор использует прием кольца. Но у Гоголя действие после развязки вступает в новую фазу развития.

3. Впервые в русской и мировой литературе введена немая сцена.

4.

Даны два конфликта: внешний и внутренний (между бюрократической верхушкой

И народом). Этот глубинный конфликт определяет основное со­держание пьесы.

5. Вначале даны замечания для актеров, которые содержат основные характеристики персонажей.

В комедии показана жизнь всей России. Мир, нарисованный Гоголем, отражает важные части действительности: суд, народ­ное образование, больницы, почта, полиция. Действие построено на общественном конфликте.

Здесь предметом осмеяния являют­ся городские власти. Характеры чиновников сочетают как типи­ческие, так и индивидуальные черты.

Открытием автора является

характер Хлестакова. В замечани­ях для актеров он описывается как «человек без царя в голове». В этом образе Гоголь показывает необоснованные и неумеренные претензии человека.

Явление хлестаковщины — социальное, ко­торое обозначает стремление кого-либо казаться чином повыше, чем он есть на самом деле.

Хлестаков настолько глуп, что даже не сразу понимает, за кого его принимают. Он живет одной минутой, вдохновенно мо­жет лгать, но делает это не сознательно, не ставя целью кого — нибудь обмануть. Он не отдает себе отчета в своих поступках, «легкость в мыслях необыкновенная».

Парадокс заключается в том, что такого пустого человека все принимают за важную персону.

План

1. Сообщение городничего о приезде ревизора.

2. Распоряжения по благоустройству города и различных уч­реждений.

3. Визит городничего к Хлестакову.

4. Знакомство Хлестакова с семьей городничего и чиновни­ками.

5. Приход купцов к Хлестакову с жалобами на городничего, затем унтер-офицерской вдовы и слесарши.

6. Сватовство Хлестакова к дочери городничего и его отъезд из города.

7. Чтение письма Хлестакова на рауте у городничего, из ко­торого все узнают, что он вовсе не ревизор.

8. Известие о приезде настоящего ревизора.




Гоголь, Анализ произведения Ревизор, План