Гоголь, Мертвые души. Какие элементы композиции поэмы вы може­те назвать уже после чтения первой главы?

Какие элементы композиции поэмы вы може­те назвать уже после чтения первой главы?

Уже в первой главе мы находим два эле­мента композиции — экспозицию и завяз­ку. Экспозицию представляет описание города, знакомство с губернскими чинов­никами, некоторыми окрестными поме­щиками, конечно, знакомство читателя с самим Чичиковым. Знакомство Чичико­ва с помещиками и согласие нанести им визиты — это уже начало завязки сюжет­ного действия.

Что помогло вам найти границу между экспо­зицией и завязкой?

Практически границы между

экспози­цией и завязкой не существует. Оба этих композиционных элемента тесно слиты между собой. Как бывает во многих лите­ратурных произведениях, когда одни и те же эпизоды вводят читателя в обстановку будущего действия и одновременно наме­чают его отправные точки.

Один из исследователей творчества Гоголя ут­верждает, что у писателя детали «впаяны в сюжет». Как пример приводится колесо, о котором в самом начале рассуждают мужики. Казалось бы, пустяк. О нем сразу же забываешь.

Но вот колесо подводит Чичикова в дороге. Исследователь утверждает, что при втором появлении колеса можно говорить об известном

по мифологии колесе Фортуны. Прав ли он?

Исследователь прав. «Мертвые души» — это своеобразная трансформация плутов­ского авантюрного романа, динамика раз­вития сюжета в котором строилась на идее превратности Фортуны. Колесо Фортуны не раз подводило Чичи­кова в его предприятиях и до и после его основной авантюры с «негоциями» мерт­вых душ.

Назовите помещиков, которые дали Чичикову возможность осуществить свою «негоцию». Расска­жите о том, кто вас более всего заинтересовал. Вам поможет сам Гоголь.

Используйте план, по которому писатель создал эти образы: описание поместья и дома, портрет, диалог о продаже мертвых душ, рас­ставание с героем.

Чичикову дали возможность осущест­вить его «негоцию» Манилов, Коробочка, Собакевич и Плюшкин. Трудно сказать, кто более всех может меня заинтересо­вать — все помещики как художествен­ные образы яркие, колоритные, и обо всех можно составить содержательные расска­зы. Возьмем, к примеру, Коробочку, к ко­торой Чичиков попадает случайно. Инте­ресно то, что она единственная женщина — помещица.

Существует мнение, распрост­раняемое некоторыми исследователями, что развитие сельского хозяйства в име­ниях задерживалось потому, что многие из них находились в руках женщин, как правило, вдов или незамужних дочерей. В основном дамы, не имеющие образова­ния и опыта, либо передоверяли управле­ние наемным лицам или приказчикам, или своими неумелыми действиями при­водили имение к разорению. Малообразо­ванная Коробочка вела хозяйство сама и достаточно успешно.

В своей округе ее нельзя было назвать мелкопоместной, по­тому что она владела восьмьюдесятью ду­шами мужского пола.

Приехав ночью, Чичиков смог заме­тить, что «уже по одному собачьему лаю… можно было предположить, что деревуш­ка была порядочная». Обстановка комна­ты была старинная: стены увешаны кар­тинами с какими-то птицами, старыми маленькими зеркалами с темными рамка­ми в виде свернувшихся листьев между обоев. За всяким зеркалом было заложено или письмо, или старая колода карт, или чулок. Висели стенные часы с нарисован­ными цветами на циферблате.

Основа­тельностью и старинным вкусом отлича­лась и постель, которую служанка приго­товила Чичикову, со взбитой периной. Она была настолько высока, что он вы­нужден был встать на стул, чтобы взоб­раться на нее, а потом она опустилась под ним почти до самого пола. Утром он заме­тил, что на стене висели не только карти­ны с птицами, но и портрет Кутузова. Из окна гость увидел нечто похожее на ку­рятник с огромным количеством птиц и всякой домашней твари, «свинья с се­мейством очутилась тут же». За ним тяну­лись пространные огороды с капустой, лу­ком, картофелем и прочим хозяйствен­ным овощем.

В огороде были яблони и другие фруктовые деревья, накрытые се­тями от воробьев и сорок. «Для этой же причины было сооружено несколько чу­чел на длинных шестах с растопыренны­ми руками; на одном из них надет был че­пец самой хозяйки». За огородами шли крестьянские избы, которые показывали довольство обитателей, «ибо были поддер­живаемыми как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым; ворота нигде не покосились», в сараях стояли новые телеги, а то и по две.

У самой Коробочки был типичный вид матушки-помещицы, которая держит го­лову несколько набок, постоянно жалует­ся на неурожай, но складывает денежки в пестрядиновые мешочки — в один целко­вые, в другой полтиннички, в третий четвертачки — и раскладывает их по ящи­кам комода.

В диалоге о продаже мертвых душ Ко­робочка изображена резко сатирически: с одной стороны, Гоголь подчеркивает ее религиозность, страх перед нечистой си­лой, с другой — хозяйственную и торго­вую сметку, доходящую до крайней ту­пости. Как и Собакевич, она с добром вспоминает умерших работников-крестьян. И даже уговоры, что Чичиков осво­бождает Настасью Петровну от уплаты по­датей за ревизские души, не убеждают ее, что души эти ничего не стоят и не имеют ка­кой-либо материальной пользы.

В диалоге Коробочка показывает себя хорошим знатоком конъюнктуры цен на натуральные продукты — мед, пеньку и т. д. и настойчиво предлагает их вместо мертвых душ, цены на которые ей неиз­вестны.

Комический эффект создается подстав­ляемыми Чичиковым ситуациями, вызы­вающими мистический страх Коробочки, например, предположением использовать мертвых вместо пугал на огороде и поже­ланием увидеть черта. Она уступает, испугавшись «забранок» Чичикова и надеясь, что он в будущем станет ее покупателем. Чичиков соглашался на все, лишь бы сейчас избавиться от нее. Упорство Коробочки психологически из­матывает Павла Ивановича. При всем его умении вести себя, приспосабливаясь к собеседнику, о чем говорилось в этой гла­ве, ему приходится основательно «попо­теть», чтобы заключить с ней соглашение о «негоции».

Интересна речь Коробочки. В ней соче­таются народные выражения, что гово­рит о ее постоянном общении с крепост­ными и выраже­ния из Священного Писания.

При расставании с хозяином имения обычно Гоголь устами Чичикова дает за­ключительную характеристику, афорис­тично и метко выраженную. Коробочка названа дубинноголовой. Однако Гоголь это обобщение расширяет и таким обра­зом типизирует ее образ. «Точно ли вели­ка пропасть, отделяющая ее от сестры ее, недосягаемо огражденной стенами арис­тократического дома с благовонными чу­гунными лестницами, сияющей медью, красным деревом и коврами, зевающей за недочитанной книгой в ожидании остро — умно-светского визита, где ей предстанет поле блеснуть умом и высказать вытвер­женные мысли, занимающие по законам моды на целую неделю город, мысли не о том, что делается в ее доме и в ее помес­тьях, запутанных и расстроенных благо­даря незнанию хозяйственного дела, а о том, какой политический переворот гото­вится во Франции, какое направление принял модный католицизм».

Гоголь, как бы успокаивая своего героя и призывая не сердиться на Коробочку, попутно замеча­ет: «иной и почтенный, и государствен­ный даже человек, а на деле выходит со­вершенная Коробочка».




Гоголь, Мертвые души. Какие элементы композиции поэмы вы може­те назвать уже после чтения первой главы?