Гоголь — Великий русский писатель, драматург, критик

Великий русский писатель, драматург, критик, публицист, Го­голь начал свой путь в литературе как создатель книги повестей и рассказов из украинской народной жизни «Вечера на хуторе близ Диканьки»; . Романтическая по своему характеру, эта книга наполнена легендами, преданиями, разнообразными фольк­лорными образами, рисующими яркие народные характеры. Эта линия продолжается и в следующей книге «Миргород»;, вышедшей в 1835 году, но здесь наряду с фантастикой повести «Вий»; и герои­кой исторического предания в «Тарасе Бульбе»;,

возникает новый подход к изображению современного мира и человека — реалисти­ческий. Так написаны повести «Старосветские помещики»; и «По­весть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»;», рассказывающие о жизни обывателей-дворян, близких по характеру и способам создания к персонажам «Мертвых душ»;.

В том же 1835 году выходит сборник «Арабески»;, в который вошли повести «Невский проспект»;, «Портрет»; и «Записки сумасшедшего»;. Позднее были написаны повести «Нос»; и «Шинель»; . Все вместе они составили цикл повестей о жизни Петербурга и были впоследствии

названы «Петербургские повести»;, ставшие вершиной «малой прозы»; Гоголя. В них воспроизводится реальность нового, го­родского мира и городского человека, которая отменяет прежний мир — и мифологический мир Диканьки, и «старосветский»; уют Миргорода.

Сами люди неузнаваемо, катастрофически меняются, попав в силовое поле Петербурга. Мистика, вторгающаяся в жизнь большого города, безжалостно подчиняют себе человека, разрушают его цельность, превращают в вещь. Вот почему в изображении реа­лий современного города Гоголь широко использует фантастические элементы.

Но фантастика здесь совсем иная, чем в «Вечерах…»;: там она была светлой, радостной, органичной частью волшебного мира малороссийских преданий и легенд; здесь она страшная, пугающая своим несоответствием нормальным человеческим представлениям. Гоголь показывает, что петербургский человек становится частью аб­сурдного мира, утрачивая нормальные человеческие связи, теряя при этом самого себя. Так возникает фантастическая по своей аб­сурдности ситуация в повести «Нос»;: майор Ковалев теряет собствен­ный нос, который не просто обретает самостоятельность, но и стано­вится важным чиновником, перед которым уже сам Ковалев — мелкая сошка.

Так разворачивается картина фантастического, алогичного ми­ра. Недаром для его описания Гоголь так широко использует гротеск — художественный прием, при котором происходит намерен­ное искажение реальных пропорций изображаемого предмета, соединение правдоподобия и фантастики, комического и трагиче­ского, прекрасного и безобразного. В основе гротеска лежит гипер­бола. Устойчивые черты гротескного образа — алогичность, пара­доксальность, условность.

Они больше всего соответствовали гоголевскому представлению о мире.

В этом мире с человеком происходят страшные изменения: он обезличивается, превращается в вещь, становится производной от чина, который он занимает в бюрократической системе государства. Об­раз Петербурга, созданный Гоголем в «Петербургских повестях»; с помощью алогизма, гротеска и фантастики в сочетании с реалисти­чески точными описаниями жизни столицы, представляет собой жестокий, призрачный, лживый город, где происходят невероятные вещи, а человек теряется в бездушном царстве бюрократии.

Ответом на безумие и уродство мира становится безумие и аб­сурдность поведения самого человека. В русской литературе с такой силой прозрения это увидел и первым выразил Гоголь. Вот почему в основе идейного содержания «петербургских повестей»; — чувство сострадания, стремление защитить человека от насилия времени. Ибо нельзя жить так, как живут эти люди, и мучимые, и даже их мучители.

И в финале «Записок сумасшедшего»; как страстный про­тест против этого мира звучит стон безумного Поприщина: «Ма­тушка, спаси твоего бедного сына! посмотри, как мучат они его! ему нет места на свете! его гонят! Матушка! пожалей о своем больном дитятке!»;. Так взывает «маленький человек»;, став­ший главным героем не только гоголевских «петербургских повес­тей»;, но всей последующей русской литературы.




Гоголь — Великий русский писатель, драматург, критик