Гоголь художник широкого охвата жизненных явлений

С 1835 по 1842 г. он создает цикл петербургских повестей в которых показаны трагические контрасты города, захваченного духом наживы, меркантильности. В этих условиях гибнут таланты, не сумевшие перенести столкновения с действительностью, рушатся мечты о скромной, но чистой любви, опозоренной оказывается сама человеческая красота. Торжествуют пошлость, предпринимательство, протекционизм, грубая сила. Итогом горестных наблюдений Гоголя над жизнью делового Петербурга стала повесть «Шинель» . С исключительной проникновенностью и сочувствием

изобразил Гоголь переживания титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина. Украденная у него новая шинель символизировала, в сущности, украденное счастье «маленького человека».

Сатира и гуманизм подняты в повести на огромную высоту, обозначив новый рубеж в развитии критического реализма не только русской, но и мировой литературы. Недаром Достоевскому приписывают слова: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», что подчеркивает глубокое воздействие гуманистических традиций Гоголя на писателей-реалистов.

Значительных успехов добился Гоголь в драматургии, которой придавал большое значение

благодаря ее широкому воспитательному воздействию как искусства театра. Театр, по мнению писателя, «это такая кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок» . Была еще одна причина, определившая желание писателя попробовать свои силы в драматургии.

Гоголь — художник широкого охвата жизненных явлений. В обыкновенном с виду он сумел раскрыть закономерности жизни всей русской нации, всего общества. Драматургические произведения, в частности комедии, давали в этом отношении писателю большой простор. Характер в драме или комедии может выступать как отражение наиболее типических человеческих свойств, равно обнаруживающих себя и в столице, и в отдаленных уголках России.

А Гоголю очень хотелось показать «всю Русь», «собрать в одну кучу все дурное в России и… разом посмеяться над всем» . Именно с таким намерением он приступил к созданию комедии «Ревизор». Написанная в 1835 г., она явилась вызовом не только бюрократической системе правления, но и пустым, бессодержательным комедиям 30-х годов.

Первые опыты Гоголя в жанре комедии относятся к 1833-1834 гг. На чем была основана решимость Гоголя «духом» написать комедию? Обращаясь к Пушкину, Гоголь внутренне был готов к большой, принципиально новаторской работе.

У него уже сформировался свой взгляд на комедию, который он впоследствии выскажет в публицистических работах и письмах. Коротко гоголевские суждения о сущности комедийного искусства сводятся к следующему. Назначение комедии писатель видел не в том, чтобы развлекать людей, а в том, чтобы исправлять их нравы, воспитывать.

Идейно бессодержательные, пустые комедии и водевили он отрицал, в особенности восставал против формальных приемов комического, рассчитанных на внешний эффект. Гоголь выступал за серьезные нравственно-обличительные цели комедии: надо смеяться не над «кривым носом», а над «кривою душой». Он призывал не придумывать бутафорные, не имеющие отношения к реальной действительности ситуации, а брать конфликты из жизни. «Дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков! на сцену их, на смех всем!» — писал он, обращаясь к комедийным авторам. В связи е изменением объекта и цели сатиры Гоголь ставит вопрос об изменении внутренней структуры комедийного действия.

Комедия должна строиться не на узколюбовной, а на общественно значимой интриге. «Теперь сильней завязывает драму стремление достать выгодное место, блеснуть и затмить во что бы то ни стало другого… Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь?»

Сюжет комедии, с первого взгляда, действительно напоминает анекдот. Петербургского молодого чиновника приняли в одном провинциальном городе за ревизора, и он, весело проведя время, обобрав чиновников, безнаказанно уезжает. Эта нелепая с точки зрения здравого смысла ситуация была весьма характерна для бюрократического режима николаевской России. В условиях, когда служили лицам, а не делу, когда почти каждый, находясь на службе, норовил обмануть другого,- все возможно, в том числе и то, что происходит в «Ревизоре». Следовательно, анекдотичен случай, описанный Гоголем, но действительность, порождающая подобные явления, реальна и не ограничена пределами одного провинциального городка.

В ней угадывается вся сословно-бюрократическая Россия. В этом состояла «соль» комедии, политическая острота обобщений. Естественно, такая пьеса не могла вызвать восторг у защитников самодержавия.




Гоголь художник широкого охвата жизненных явлений