«Город полусумасшедших». Петербург Достоевского
Цель урока — показать специфику Петербурга Достоевского, поэтому можно использовать прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам. Петербург давно перестал быть просто городом, а стал символом. Кто же является героем романа? Как же показан этот мир, символом которого является Петербург?
Работа проводится в группах: 1-я группа. Образ Петербурга в «Медном всаднике» Пушкина и в иллюстрациях к нему А. Бенуа.
Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город — источник творчества, но развенчивает «державный
2-я группа. Образ Петербурга в «Невском проспекте» Н. В.
Гоголя. Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект».
Это город фантастических контрастов, вырастающий до некоего нереального символа — города-призрака. 3-я группа. Образ Петербурга Достоевского
Работа с иллюстрациями. И.
Глазунов замыкает пространство города, его улицы не имеют выхода. Художник увидел город-тупик. 4-я группа.
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание».
(Ч. 1, гл. 1, 2 — начало; ч. 2, гл. 2 — удар кнута; ч. 2, гл. 7 — смерть Мармеладова; ч.
5, гл. 5 — смерть Екатерины Ивановны; ч. 1, гл.
4 — опозоренная девочка; ч. 1, гл. 6 — мечта о счастливом городе и др.) Сопоставление фрагмента об утопленнице и картины В.
Перова «Утопленница». У Достоевского Петербург — это город контрастов: «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего», это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности, это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик. Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе, о нем думает Раскольников.
Но это мечта, а город — это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.
«Город полусумасшедших». Петербург Достоевского