Господство в чиновной среде пошлой, мещанской морали
«Доходное место» стоит в одном ряду с такими произведениями, рисующими русских чиновников, как «Дело» и «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина, «Губернские очерки» М. Е. Салтыкова-Щедрина, стихотворения «Чиновник» и «Колыбельная песня» Н. А. Некрасова. Изображению чиновничества были посвящены карикатуры Н. А. Степанова «Начальнику кланяйся ниже пояса», «Подчиненного гни в дугу», картина А. Л. Юшанова «Проводы начальника».
Степанов несколькими резкими штрихами рисует угодничество чиновника перед
Гибкие, скользящие линии фигуры чиновника по контрасту оттеняются сухой, подтянутой фигурой начальника, вписанной в строгую рамку дверей. На второй карикатуре тот же чиновник разговаривает с подчиненным. В непринужденной позе развалился он в кресле, небрежно закинул ногу на ногу, руку засунул в карман.
И сколько
Сюжет картины А. Л. Юшанова — проводы начальника, удостоившего посещением своего подчиненного. Хозяин дома предложил ему бокал вина и стоит перед ним в неестественной позе, одной рукой прижимая к сердцу бутылку с вином, в другой держа наготове поднос, чтобы вовремя взять бокал. На его лице почтение, угодливость и радость от того, что прием окончился благополучно. Контуры фигуры чиновника, склонившегося перед начальником, повторяются и в контурах фигуры его жены.
Тот же изгиб спины, поворот головы, и даже складки пышной юбки повторяют движение его ноги. Молодая женщина явно кокетничает, старается понравиться человеку, от которого зависит карьера мужа. Отец молодого хозяина или хозяйки, высокий старик, также слегка склонился в сторону именитого гостя.
А тот, маленький, невзрачный, тщедушный старикашка, с удовольствием принимает знаки подобострастия, манерно поднимает бокал и при этом слащаво улыбается хозяйке дома.
Господство в чиновной среде пошлой, мещанской морали