«Гости Фамусова»
Москва… В дворцах и пышных залах, в цветущих пожилых садах веселится, разгуливает знать. Она и не подозревает, что где-то человек напишет когда-то комедию и возьмет за основу одного из них, приверженцев монархии и крепостничества.
Об имени его вы узнаете потом, как и позднее в каждом персонаже, словно в зеркале, увидите себя. В комедии вас много, хитрых и ловких дельцов, молчаливых и тех, что кивали, как Молчалин. Вас, зубоскалов, карьеристов и неумех собрал Грибоедов в доме Фамусова. ‘Кто же вы?
Люди высшего мира? А может, распущенные
Итак, Фамусов. Знатный дворянин, хранитель беззаботного покоя в своем жилье. Все шло хорошо и привычно.
Кто-то давал взятки, кто-то их брал, кого-то награждали за лесть и служения, кого-то устраивали на тепленький городок, где-то господин выменял мальчишки-крепостного на пара борзых собак. Обычные и визиты Зубоскала, который для Фамусова является примером продвижения в служебной карьере. Ну как же: богатый и «метит» в генералы. И, возможно, если постараться, в будущему станет зятем.
Отец всегда остается отцом. Фамусов любит дочь, но, чтобы никто
Но в обычное для Фамусова спокойная и размеренная жизни вдруг врывается правда. И еще молодая она, но несет в себе и гнев, и обвинение. Правду эту приносит Чацкий.
Так, нет уже того покоя, который был. После первой же беседы Чацкого с Фамусовым хозяин показал свое отношение к гостю, насторожился: «Он вольность хочет проповедовать!», «Вот, рыщут по миру, возвратятся, от них порядка жди!». Он приходит в ужас от речей Чацкого.
В глазах Фамусова он — карбонарий. Что делать? Нужно как-то сдержать его вольнодумство, которое не по душе и Софии. Вот и собрались все. В зале один за одним появляются знатные гости.
И постепенно, начиная с Зубоскала, Чацкий целиком оценивает и сразу высмеивает их неприкрытые пороки. Ох, уже это общество, женщины, английские клубы, болтовни, сплетни, наряды, танцы. Все смешано с лицемерными улыбками и услужливо-заискивающими поклонами, кивками, рукопожатиями.
Слушать Чацкого, человека умного, просвещенную, что не скрывает своих взглядов, с чистой душой, они не желают. И что же? Выход есть.
Его нашла София, та, какую Чацкий любил и с которой ждал встречи, надеясь на взаимное чувство. Она не только предает его, она разбивает сердце человеку, что достойная любви, поваги. Но он мешает ей своей любовью. Как он несвоевременно! И в конце концов, София объявляет его в присутствии всех гостей Фамусова сумасшедшим.
Для чего? Этого можно было ожидать от кого угодно. Но София? И полетела новость по кругу.
Много ли нужно времени, чтобы оговорить всем миром человека? За что? Он мешал не только Софии. Кому-то не кланялся, как нужно, кому-то не сделал ожидаемый комплимент, третьему отвечал прямо, без лести и украшений, он смеялся над ними. Его не принимает высший мир.
Конечно, им легче признать Чацкого больным и посмеяться, чем убедиться в собственной непонятливости. А что покинул Чацкий в доме Фамусовых? Как там теперь? Я думаю, что, появись в этом обществе еще один Чацкий, только более решительный, кто не терзается личной драмой, он был бы близкий до многих передовых людей.
И никто не знает, что бы случилось. Возможно, то же самое, что и с каждым героем, который борется сам на сам с сильным врагом.
Люди, которые объединяют массу качеств, добрых и плохих, таких, как любовь к своему ребенку, но жестокость к близким, полнейшее отсутствие чувства обязанности, тягу к обогащению любой ценой с подлостью, очень опасные для страны; а в обществе Фамусова этих людей ставят в пример. Для них главная опасность — правда и люди, которые мыслят умно. Просвещение — самое страшное зло.
Что могут дать такие люди? Представителей фамусовського общества мы встретим позднее, в произведениях других авторов, мы их узнаем в образах Чичикова, в героях чеховских рассказов. Тема одна — изобличение пороков общества.
И всегда находится изобличитель — Чацкий или другой, но он будет всегда.
«Гости Фамусова»