Государственное устройство, законы и обычаи Лилипутии. Война между Лилипутией и Блефуском — ее причины и следствия

Цель: Совершенствовать умение работать над текстологическим анализом произведения, сопоставлять поступки героев, высказывать личное отношение к проблемам, которые поднимаются в произведении, аргументируя собственную точку зрения цитатами; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность.

Оборудование: Портрет Дж. Свифта, иллюстрации к произведению Виктора и Валерия Шатуновых.

Ход урока.

І. Актуализация опорных знаний учеников.

1. Проверка домашней задачи,

выполненной первой группой.

Найти в тексте сравнения физических размеров и связанных с ними возможностей Гулливера и лилипутов. (- Прозвище «Куиноус Флестрин» — Человек-Гора.

Количество пищи для Гулливера. Перевозка Гулливера средствами лилипутов, которое длилось 2 дня, хотя это расстояние он бы мог пройти быстрее. Наибольший в стране дом, куда Гулливер мог войти только присев на корточки. Крохотные человечки стояли на груди у великана. Шпага императора, которая напомнила Гулливеру иглу для штопанья.

Обыск и впечатления, которое оказали на лилипутов вещи Гулливера. Пять коней, которые привезли

шляпы).

2. Проверка задачи, выполненной второй группой.

Доказать, что отношение Гулливера к жителям Лилипутии положительное. Перечитать эпизод о том, как лилипуты обидели Гулливера во время прогулки, бросая в него землей, и как их отдали ему для расправы.

Какие слова и выражения употребляет автор, характеризуя поведение Гулливера? . Как отреагировал лилипут, когда Гулливер взял его и поставил на землю? .

— Какое впечатление произвело поведение Гулливера на простых людей страны? Почему?

3. Фронтальная беседа.

Что еще демонстрирует доброе отношение Гулливера к лилипутам? . Что может свидетельствовать об огромной заинтересованности Гулливера жизнью лилипутов? .

Вспомните, пожалуйста, пословицы которые объясняли бы мотив такого отношения к языку лилипутов. .

— Как вы считаете, на самом ли деле Гулливер такой, или перед нами образец человека эпохи Просвещения?

4. Развитие связной речи.

Докажите, пожалуйста, что авторам иллюстраций удалось показать доброе отношение Гулливера к маленьким человечкам. А есть ли на иллюстрациях указание на то, что отношение государственных управленцев Лилипутии к Гулливеру не очень хорошее и искреннее? .

ІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Создание учениками вместе с учителем на доске схемы «Государственное устройство Лилипутии».

Цель: Выяснить, что же представляла собой страна, в которую попал наш герой. Вопросы, которые могут помочь:

1) Кто правит страной?

2) Какие в Лилипутии существуют почетные титулы и звания?

3) Однородно ли население страны политическими взглядами?

4) Какие отношения у Лиллипутии с соседями?

5) В чем соседи имеют большое преимущество?

2. Использование приема «Свободный микрофон».

Как вы считаете, почему Гулливер сразу не заметил, что лилипуты не мирный народ и что они воюют?

3. Развитие речи. Ролевая игра.

1) От лица императора предложите Гулливеру:

А) забрать флот Блефуска;

Б) помочь захватить и подчинить остров.

2) От лица Гулливера дайте ответ императору и опишите детально свои действия относительно флота Блефуска.

ІІІ. ПОдведение итогов урока.

Высокий человек может приобретать величественность в своих поступках, в добром, искреннем отношении к другим. «Золотое правило морали» проявляется в любых случаях в любые времена: относись к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.

IV. ДОмашняя задача.

Вспомните причину ссор в государстве между придворными и причину войны с Блефуском и проиллюстрируйте ее подобранными крылатыми выражениями.

Нарисуйте или опишите один из ведущих моментов пребывания Гулливера у лилипутов.




Государственное устройство, законы и обычаи Лилипутии. Война между Лилипутией и Блефуском — ее причины и следствия