Изображение Руси в «Слове о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» уже не один век волнует умы историков, лингвистов, поэтов, просто любителей древности. Это произведение привлекает исследо­вателей и загадочной историей своего открытия и опубликования, и проблемой подлинности, которая так и не решена до конца. Найденная Мусиным-Пушкиным рукопись была преподнесена Екатерине II, но во время пожара в Москве сгорела. До нас дошел не … Читать далее

Характеристика образа Лиса в баснях Жана де Лафонтена

Лис — персонаж многих басен Лафонтена, образ, заимствованный из басен Эзопа и животного эпоса. Это осторожное, хитрое, льстивое существо, которое подчас одерживает победы над недалеким, простодушным зверьем, но зачастую попадает в сети собственного коварства. В общеизвестном сюжете басни «Ворона и Лисица» Л. удается добыть лестью сыр. В морали басни слышится авторская безутешность в том, что … Читать далее

Интерьер и его значение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Портреты героев, пейзажи, интерьеры — все эти элементы композиции в романах Достоевского полностью соответствуют общей атмосфере произведения, создают единую тональность его. Так, мрачной, давящей, угнетающей атмосфере, жизненным положениям персонажей в романе «Преступление и наказание» соответствуют мрачные, уродливые интерьеры. В этом плане можно говорить об определенной условности, «заданности» интерьеров в романе Достоевского. Подобную условность, «заданность» в … Читать далее

Особенности психологизма Ф. М. Достоевского

1. Духовно богатый внутренний мир. 2. Замкнутость внешнего мирка. 3. Портретные характеристики героя. 4. Двойники Родиона Раскольникова. …человеку, кроме счастья, также точно и совершенно во столько же, необходимо и несчастье! Ф. М. Достоевский Романы Ф. М. Достоевского отличаются тем, что раскрывают читателю тайники внутреннего мира героев. Поэтому мы вместе с ними испытываем все трудности, с … Читать далее

Тема любви в русской прозе XIX века

Любовь способна творить чудеса, полностью изменить их видение жизни. Быть может, это самое сильное чувство, властвующее над разумом человека и способное заставить его по-новому смотреть на мир, воспринимать события с особой остротой ощущений как водоворот немыслимых происшествий. Каждый человек в своей жизни рано или поздно испытывает чувство любви, и тогда его жизнь наполняется новыми впечатлениями … Читать далее

Краткая хроника жизни и творчества Толстого А. Н

1882 г., 29 декабря. Родился в городе Николаевске Самарской губернии в семье помещика, графа Николая Александровича и Александры Леонтьевны Толстых. 1901 г. После окончания реального училища поступил на механическое отделение в Петербургский технологический институт. 1905 г. Литературный дебют: в газете «Волжский листок» опубликовано стихотворение «Далекие». 1906 г. Учеба в Королевской Саксонской высшей технической школе. 1907 … Читать далее

Отзыв о повести «Один день Ивана Денисовича»

Человек ли? Этим вопросом задается читатель, открывающий первые страницы повести и будто окунающийся в кошмарный, беспросветный и бесконечный сон. Все интересы заключенного Щ-854, кажется, вращаются вокруг простейших животных потребностей организма: как «закосить» лишнюю порцию баланды, как при минус двадцати семи не запустить под рубаху стужу на этапном шмоне, как сберечь последние крохи энергии в ослабленном … Читать далее

Истории войны и любви Письма

Истории войны и любви Письма его любви сгорели под Сталинградом Историю прислала Анастасия Дядя Миша научил меня в свое время стрелять из рогатки к ужасному неудовольствию моей бабушки. У нас были дачи рядом, и, честно сказать, некоторые из окон в процессе моего обучения постарадали. И еще именно с дядей Мишей я поймала первую рыбу (очень … Читать далее

А и в самом деле, можно ли остановить мутацию?

Сочинение по пьесе Э. Ионеско «Носороги». Французский драматург румынского происхождения. Своими пьесами Ионеско делает переворот в театральном мире: темы абсурдные, герои непонятные, сюжет и действия драмы слишком далекие от традиционной схемы. Литературные критики изобрели даже новую вывеску для таких произведений — «театр абсурда» . Автор умеет раскрыть важную проблему и подать ее в странном, парадоксальном … Читать далее

Предшественники и последовател и героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина в творчестве русских писателей

1. Печорин — герой разных времен. 2. Чацкий — предшественник Печорина. 3. Ставрогин — последователь Печорина. В своем сочинении я хочу рассказать о тех образах и произведениях русских писателей, которые являются «родственниками» Печорина из романа М. Ю. Лормонтова «Герой нашего времени». Всем известно, что образ Печорина собирательный, автор воплотил в нем черты типичных представителей своего … Читать далее

Функции детали в романах Стендаля

Один из наиболее общих моментов в конструкции буржуазного реалистического романа почти на всем протяжении его истории от Сервантеса через Филдинга, через Бальзака и Флобера до Пруста — это противопоставление «героя» и «общества», проверка второго первым, критика общества через поведение героя. У Сстендаля этот момент особенно заострен. В «Красном и черном», «Пармском монастыре», «Люсьене Левене» существуют … Читать далее

Вопрос о просвещенности и о невежестве в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

1. Значении комедии для русской драматургии. 2. Отрицательные герои комедии. 3. Положительные герои комедии. 4. Оценка произведения в русской критике. Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» — важнейшая веха в истории отечественной драматургии. С нее и начинается русская общественная комедия. «Недоросль» дал начало таким произведениям как «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Ревизор» Н. В. … Читать далее

После бала характеристика образа Петра Владиславовича

ПОСЛЕ БАЛА Петр Владиславович — отец Вареньки, возлюбленной Ивана Васильевича. П. В. — «воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». Это, однако, не мешает ему грациозно исполнить мазурку в паре со своей дочерью во время бала. П. В. и на службе, и в свете привык все делать «по закону». Следуя правилам бального этикета, перед танцем … Читать далее

Город Калинов и его обитатели в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

1. Общая характеристика места действия. 2. Калиновская «элита». 3. Зависимость людей от самодуров. 4. «Вольные пташки» Калинова. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — так А. Н. Островский характеризует место действия пьесы устами одного из персонажей, наблюдательного и остроумного изобретателя-самоучки Кулигина. Примечательно, что пьеса начинается со сцены, в которой этот же герой любуется видом … Читать далее

Лики «страшного мира» в поэзии А. А. Блока

Образ «страшного мира» возникает в лирике Александра Блока в годы первой русской революции, когда поэт начинает критически относиться к философской и эстетической концепции символизма. Его уже не устраивают прежние идеалы, но, ощущая себя в тупике, Блок мучается от сознания несовершенства и дисгармонии мира, не зная, что этому противопоставить. Катастрофичность мира принимает реальное, земное воплощение: это … Читать далее

Задонщина

Первыми литературными памятниками письменности являются » Слово о полку Игореве «, рассказывающее об исторической битве на реке Калке, и «Задонщина», повествующая о знаменательной победе русичей над татаро-монголами на Куликовом поле. В 1380 году русские войска под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича нанесли сокрушительный удар по полчищам правителя Золотой Орды Мамая. Победа эта еще не … Читать далее

Сид характеристика образа Сида

Сид — героическое прозвище, данное поверженными им маврами дону Родриго и ставшее названием первой трагедии французского классицистического театра. Арабское слово «сид» означает «господин». В развитии сюжета два поступка Р. являются ключевыми: месть за отца, оскорбленного графом Гормасом, и победоносное сражение с маврами. Они определяют не только характер взаимоотношений героев трагедии, но и ее нравственно-этическую проблематику. … Читать далее

Тема революции в творчестве поэтов начала XX века

1. Значение революции как исторического события. 2. Революция, воплощенная в образах красноармейцев в поэме Блока «Двенадцать». 3. Поэтохроника Маяковского «Революция». События 1917 года всколыхнули всю Россию, перевернули все привычные представления о жизни. Несомненно, что революция 1917 года явилась поворотным этапом в судьбе страны, поэтому вполне естественно, что представители творческой интеллигенции были вынуждены определить свое отношение … Читать далее

Способна ли я быть лидером?

Сочинение на моральную тему. Я раскрываю толковый словарь и читаю: «Лидер — глава, руководитель партии, общественно-политической организации». А еще — «Тот, кто идет впереди на спортивных соревнованиях». И в моей памяти появляются кадры, где мужчины — на трибунах, мужчины — в первых лавах манифестантов, мужчины — в переполненных залах многочисленных партий. ЕСТЬ, конечно, и женщины; … Читать далее

Человек перед лицом истории в произведениях А. С. Пушкина

1. Соотношение исторической достоверности и психологической убедительности. 2. Историческая драма «Борис Годунов. 3. Роман «Капитанская дочка». Оратор римский говорил Средь бурь гражданских и тревоги: «Я поздно встал — и на дороге Застигнут ночью Рима был!» Так!., но, прощаясь с римской славой, С Капитолийской высоты Во всем величье видел ты Закат звезды ее кровавый!.. Ф. И. … Читать далее

ГЛАГОЛ как часть речи

Тема нашего урока: НЕ с глаголами. Итак, сначала небольшой словарный диктант. Один работает у доски, остальные — сам-но. Потом сверим работы. Башмачк, подгрел, цплячий, тупичк, рстительность, искушнный, выскчка, жрдочка, дирижр, плвник, зарсли, сбережт, прикснулся, куцй, запртый, замрать, щлочка, тврение, предполгать, порця, цтрусовый, анчус, цтаты. Сообщение темы: Сегодня работаем с правописанием НЕ с глаголами. Итак, вопрос: … Читать далее

Мизантроп характеристика образа Альцеста

Альцест — «молодой человек, влюбленный в Селимену», как он охарактеризован в списке действующих лиц комедии. Его имя — типичное для литературы XVII в. искусственное образование, перекликающееся с греческим именем Алкеста, греческими словами «алке» — мужество, храбрость, отвага, сила, могущество, битва, «алкеэис» — сильный, могучий. Но действие разворачивается в Париже, в тексте упоминается суд для рассмотрения … Читать далее

Модернистская литература начала века

ХХ век вошел в историю культуры как век эксперимента, который потом зачастую становился нормой. Это время появления разных деклараций, манифестов и школ, нередко посягавших на вековые традиции и незыблемые каноны. Термин модернизм появляется в конце века и закрепляется, как правило, за нереалистическими явлениями в искусстве, следующими за декадансом. Модернизм как философско-эстетическое явление имеет следующие стадии: … Читать далее

«В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно…» Ф. М. Достоевский. По повести В. Быкова «Сотников»

1. Тема войны в творчестве В. Быкова. 2. Внутренний мир героев. 3. Повесть В. Быкова «Сотников». Свое сочинение мне хотелось бы посвятить творчеству В. Быкова. Творчество этого писателя сводится к одной ведущей теме — теме войны. Но, тем не менее, эта тема предстает в книгах в разных ракурсах. Писатель создает галерею образов, они во многом … Читать далее

«Революцией мобилизованный и призванный

1925 год. Технологический институт в Москве. Перед входом — толпа. Все спрашивают: «Нет ли лишнего билетика?» Огромный зал набит до отказа. Лишь в партере, в первых рядах, забронированных начальством, есть свободные места — «сиятельные господа» задерживаются. На сцену выходит Маяковский. Огромный, в своей знаменитой желтой кофте. Он оглядывает зал и делает широкий жест в сторону … Читать далее

Анализ «Повести временных лет»

1) История создания «Повести временных лет». «Повесть временных лет» — одно из древнейших летописных произведений русской литературы, созданное в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором-летописцем. В летописи рассказывается о происхождении Русской земли, о первых русских князьях и о важнейших исторических событиях. Особенность «Повести временных лет» — поэтичность, автор мастерски владел слогом, в тексте используются … Читать далее

«Просвещенный — тот, кто понимает смысл своей жизни». . По пьесе М. Горького «На дне»

1. Творчество Горького. 2. Обитатели «дна». 3. Вопросы о смысле жизни. Вопрос о смысле жизни всегда был очень важен для духовного развития людей. Понимание смысла жизни свойственно далеко не каждому. Только немногие люди могут в суете повседневности найти и понять главные составляющие жизни. Свое сочинение я бы хотел посвятить творчеству М. Горького. Этого мастера художественного … Читать далее

Сухово-Кобылин Александр Васильевич драматург, прозаик

Родился 17 сентября в Москве в старинной дворянской семье. Получил хорошее домашнее образование. В 17 лет поступил в Московский университет на физико-математическое отделение философского факультета. В студенческие годы познакомился с А. Герценом и Н. Огаревым, К. Аксаковым, подружился с ними. Увлекался театром. В 1838 окончил университет и продолжил свое образование в Германии. В течение четырех … Читать далее

Идейно-художественное своеобразие романа в стихах «Евгений Онегин» Пушкина А. С

Общие замечания «Евгений Онегин» считается первым реалистическим романом в русской литературе. В романе прослеживается принцип историзма: отражение эпохи в ее тенденциях и закономерностях, а также изображаются типические характеры в типических обстоятельствах. Роман имеет целый ряд самобытных черт, и в первую очередь самобытное жанровое самоопределение — «роман в стихах». Задумывался «Евгений Онегин» как сатира на романтические … Читать далее

Почему Ольге Ильинской не удалось изменить 06-ломова?

«Обломов» появился тогда, когда крепостнический строй все больше обнаруживал свою несостоятельность, и роман сразу привлек внимание читателей. Гончаров ра­ботал над этим произведением много лет, прикоснулся пером художника к самым сокровенным струнам «рус­ской души». Писатель создал героя, воплощающего ос­новные национальные черты, хотя и в виде не самом приглядном, но вызывающем любовь и сочувствие. Автор детально прорисовал … Читать далее

Романы Сологуба

Первый роман Сологуба — Тяжелые сны — лирически-автобиографический. Героя романа, провинциального учителя Логина, преследуют те же извращенные наваждения и те же идеальные видения, которые наполняют поэзию Сологуба. Это история человека, способного достичь идеала в гуще мира пошлости, жестокости, эгоизма, глупости и похоти. Русское провинциальное общество изображается с разящей жестокостью, напоминающей Гоголя. Но это не реализм … Читать далее

Сюжет и композиция комедии «Горе от ума» Грибоедова А. С

В своей комедии Грибоедов отразил замечательное время в русской истории — эпоху декабристов, эпоху дворянских революционеров, которые, несмотря на свою малочисленность, не побоялись выступить против самодержавия и несправедливости крепостного права. Общественно-политическая борьба прогрессивно настроенных молодых дворян против дворян-охранителей старых порядков составляет тему пьесы. Идея произведения решена весьма интересно. Чацкий уезжает «вон из Москвы» , где … Читать далее

Илиада характеристика образа Елены

Елена — наделенная необыкновенной красотой дочь верховного бога Зевса и смертной женщины Леды, жена Менелая, похищенная сыном царя Трои Парисом. Из всех персонажей «Илиады» Е. в наибольшей степени воплощает идею пассивности человека, его абсолютной зависимости от высших сил. Е. не по своей воле покинула дом царя Спарты Менелая, но лишь повинуясь повелению богов и прежде … Читать далее

Вопросы с ответами по теме «Литература постмодернизма»

Что такое постмодернизм? Постмодернизм — общее название совокупности новейших тенденций в литературе, философии, искусстве, которые возникли после модернизма и авангардизма. Тяготеет к стилизации, цитированию, переиначиванию, реминисценции. Философские основы постмодернизма развивались в работах философов Ж. Деррида, Г. Делеза, Ж. Ф. Лиотара. Отличают две волны постмодернизма: 50 — 71-те года XX ст. Г. Грасс «Жестяной барабан», Дж. … Читать далее

Как Ф. М. Достоевский доказывает ошибочность теории Родиона Раскольникова?

Когда помочь себе ты сможешь сам, Зачем взывать с мольбою к небесам? Нам выбор дан. Те правы, кто посмели; Кто духом слаб, тот не достигнет цели… В. Шекспир В романе «Преступление и наказание» Достоевский рассказывает историю убийства, совершенного ради проверки теории, которая сложилась в голове нищего студента. Родион Раскольников оскорблен несправедливым устройством окружающего мира, где … Читать далее

Кого я считаю настоящим другом. Сочинение-рассуждение

Одна наш классный руководитель, Ирина Викторовна, предложила сделать свободный урок. Она дала нам такое задание: описать и рассказать о своем друге из класса. Мой друг — Алешка очень верный и отзывчивый человек. Все то время пока говорили другие, я глядел на Алешу и размышлял, подбирал слова. В такие минуты очень сложно найти слова, которые бы … Читать далее

«Мне о Россие надо говорить» Прокофьева А. А

1 Мне о России надо говорить Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: «Россия!» Сильнее всех имен произнести, Сильнее матери, любви сильнее И на устах отрадно пронести К поющим волнам, что вдали синеют. 2 Не раз наедине я был с тобой, Просил участья, требовал совета, И ты … Читать далее

Судьба Николая Гоголя: пример обостренных противоречий

Она соединяет противоположное: искреннее увлечение и не менее искреннее непонимание, вплоть до абсолютного непринятия того, что он в самом себе и собственному творчеству считал важнейшим. Если бы эти расходящиеся оценочные комплексы отображали лишь противоречие читательской и исследовательской рецепции, то подставь вести речь о чем-то над обычное, наверное, не было б. Кто из великих такого избег? … Читать далее

Разговор Чичикова у Плюшкина

1. Композиционное построение. 2. Сюжетная линия. 3. «Мертвая» душа Плюшкина. 4. Анализ эпизода. 5. Символический образ «мертвых» душ. Сюжетная композиция поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» построена таким образом, что здесь можно рассмотреть три идейных линии или направления, логически связанных и переплетенных между собой части. Первая раскрывает жизнь помещиков, вторая — городских чиновников, а третья … Читать далее

Слово о великом князе Дмитрии Иванивиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая

Повествование начинается с того, как великий князь Дмитрий Иванович со своим братом Владимиром Андреевичем и воеводами на пиру у московского воеводы Микулы Васильевича обсуждают важную весть. Они узнали о том, что Мамай стоит со своим войском у реки Дон и собирается идти на Русь. Князья и воеводы вспоминают о том, как одолели басурманы сыновей земли … Читать далее

Самая яркая сторона формы «Смычка и струн» Анненского

В отличие от старших символистов К. Бальмонта и В. Брюсова, поэтизировавших в некоторых своих стихах внерассудочный эмоциональный порыв, Анненский не может отказаться от мучительного «света сознания». «Быть самим собой невозможно без того, чтобы не приносить страдание другому, — пишет об этической рефлексии Анненского современный исследователь. — Столкнулись два высших в понимании Анненского закона жизни: закон … Читать далее

Апокалипсическое видение событий Войны в стихотворении «Фуга смерти»

Одно из самых трагических событий ХХ столетия — Вторая мировая война — оставила глубокий след в сознании миллионов людей, которые живут на разных континентах и говорят на разных языках. Масштабы этой трагедии не имели аналогов в мировой истории. Как никакое другое событие, эта война приобрела разнообразное трактование в литературе. Выдающегося австрийского поэта Рафаэля Целана события … Читать далее

Преступление и наказание характеристика образа Мармеладовой Сонечки

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ Мармеладова Сонечка — дочь Мармеладова, проститутка. Принадлежит к категории «кротких». «…Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Впервые читатель узнает о ней из исповеди Мармеладова Раскольникову, в которой он рассказывает, как С. в критический для семьи момент в первый раз пошла на панель, а вернувшись, отдала … Читать далее

Тартюф, или обманщик характеристика образа Тартюфа

Тартюф — лицемер, втершийся в доверие Оргона, присваивающий себе его дом и состояние, но разоблаченный и арестованный по королевскому указу. Его имя, очевидно, взято Мольером из арсенала итальянской комедии масок, где появлялся персонаж Тартуфо. Обнаруживается и ассоциация со старофранцузским truffe — обман, плутня. В подзаголовке и в списке действующих лиц этому персонажу дается предельно краткая, … Читать далее

«Типичный герой в типичных условиях» в эпоху реализма

Эпоха реализма — это пора XIX столетия. Наиболее выдающимися писателями реалистической школы являются ее основатели — Стендаль, Бальзак, Толстой, Достоевский. Думаю, нельзя резко разграничивать литературные эпохи — они не имели таких четких границ, как, например, переход ученика из шестого класса в седьмой, а из седьмого в восьмой и тому подобное. Существовали люди с разными вкусами, … Читать далее

Социально-гуманистические мотивы в стихах Заболоцкого Н. А

В 50-е гг. в творчестве Заболоцкого все отчетливее начинают звучать социально-гуманистические мотивы. Искреннее сочувствие людям, шагающим «сквозь тысячи бед», стремление разделить их горе и тревоги вызвали к жизни целую галерею стихотворений. Их герои очень различны, но при всем многообразии людских характеров и авторского отношения к ним здесь превалируют два мотива, вбирающие авторскую концепцию гуманизма: «Бесконечно … Читать далее

«Мирская власть» стихотворение Пушкина о России

Первым в стихотворениях, изображающих две России, стоит «Мирская власть». Поводом к создании стихотворения «послужило» реальное событие, увиденное поэтом — у распятия Христа была выставлена стража: двое часовых. Факт кощунственный и циничный — мирская власть вторгалась в заповедную зону религии и церкви, устанавливая там свои порядки. Событие это и послужило поводом для размышления и написания стихотворения. … Читать далее

Симонов Микита, 9 клас

Симонов Микита, 9 клас «Б» школи №1308 р. Москви Війна! Слово, що означає смерть, голод, руйнування й жах. Всі люди бояться її, розуміючи, що може відбутися з ними під час війни. Навіть військові люди, солдати й офіцери, не хочуть війни, тому що вона несе тільки горе й нещастя. Проте, віддавна війни були головною зброєю для … Читать далее

Жизнь пореформенного дворянства: «Лес» и «Волки и овцы»

Хотя социальная критика есть во всех пьесах Островского, собственно сатирических комедий у него немного: «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги» , «Лес» , «Волки и овцы» . Здесь в сферу сатирического изображения вовлечены не отдельные персонажи или сюжетные линии, но вся представленная жизнь, не столько люди, личности, сколько уклад в целом, ход вещей. Пьесы … Читать далее

Полонез Огинского. На тему прекрасного в жизни человека

Сочинение рассказ на основе услышанного и прочитанного. Из моря дул холодный ветер, пронизывая к самым костям. Весна выдалась холодной. Мелкий дождь быстрее напоминал осень, чем весну. Серое небо сливалось с серым морем, серыми скалами, серыми шинелями. Это так юг! В Керчи почти не было деревьев, а те, что и были, уже давно порублено на дрова. … Читать далее