Гражданская тематика в стихотворениях Пушкина

Принимавший своими «вольными стихами» непосредственное участие в общественно-политической борьбе первой половины 20-х годов — периода подготовки декабристского восстания, Пушкин и после разгрома движения декабристов продолжал живо интересоваться общественной жизнью, политикой. «Слушая его, рассуждающего о политике внешней и внутренней,- вспоминал как раз об этом времени Мицкевич,- можно было подумать, что видишь перед собой человека, поседевшего среди политических вопросов, ежедневно читающего отчеты о прениях во всех парламентах».

Общественным содержанием насыщено пушкинское художественное творчество как второй половины 20-х годов, так и 30-х годов. «Он презирал авторов, которые не ставили себе определенных целей, стремлений,- свидетельствует о Пушкине Мицкевич, он не любил скептицизма в философии и холодности в художественном творчестве, какую видел у Гете».

Разрабатывая гражданскую тематику, ставя проблемы важнейшего общественно-политического значения, Пушкин преодолевал в отличие от других поэтов-современников, замкнувшихся в эту пору в кругу узколичных переживаний, и те пессимистические настроения, которые звучали в ряде

его стихов второй половины 20-х годов. Минорная лирика уныния, безнадежности, отчаяния как бы снималась мажорными аккордами лирики общественно-политической. За «Зимней дорогой» Пушкиным слагаются «Стансы» и послание декабристам в Сибирь ; за стихотворением «В степи мирской, печальной и безбрежной…» пишется «Арион» ; за стихотворениями «Воспоминание» и «Дар напрасный, дар случайный…» создается поэма «Полтава».

Отразив в своих пессимистических стихах не только свои личные переживания, но и тягчайший кризис всего своего поколения, то «всеобщее уныние», о котором свидетельствовал Герцен, Пушкин стремится в произведениях на общественно-политические темы найти выход из этого положения и в известной степени такой выход указывает.

И в этих произведениях, естественно, не могли не отразиться те резкие изменения, которые произошли в общественно-политической обстановке страны после разгрома декабристов. Но лирика Пушкина никак не утрачивает своей вольнолюбивой сущности. В послании в Сибирь поэт, вдохновленный подвигом жен декабристов, многие из которых добились разрешения поехать туда вслед за своими мужьями, стремится вдохнуть «бодрость и веселье» в сердца своих братьев, друзей, товарищей не только надеждой на то, что «темницы рухнут», по и утверждением великого исторического значения их дела: «Не пропадет наш скорбный труд и дум высокое стремленье».

И стихотворении «Арион», написанном в несомненной связи с первой годовщиной казни декабристов, Пушкин в форме прозрачной аллегории не только объявляет себя литературным соучастником — певцом»- декабристов, но и подчеркивает свою верность общим с ними чаяниям и идеалам. И это отнюдь не было только декларацией. Примерно через полтора года после «Ариона» создается одно из самых значительных и глубоко гражданских стихотворений Пушкина «Анчар», в котором, как бы развивая слова А. Н. Радищева о «зверообразном самовластии», «когда человек повелевает человеком», поэт с исключительной силой раскрывает обесчеловечивающий и раба, и владыку характер таких социальных отношений, которые основаны на рабстве и угнетении. К декабристскому циклу относятся и послание «И. И. Пущину» , и «19 октября 1827», и «Эпитафия младенцу» — сыну М. Н. Волконской.




Гражданская тематика в стихотворениях Пушкина