Гражданское звучание поэзии А. А. Ахматовой

1. Блокадный город в стихотворении «Первый дальнобойный в Ленинграде». 2. Птицы смерти стихотворения «Птицы смерти в зените стоят…». 3. Мужество народа, воспетое поэтом. Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин и женщин, но только с одних взимает кровь, с других — слезы. У. Теккерей Гражданская тематика очень близка духу и времени А. А. Ахматовой.

Ведь она пережила блокаду Ленинграда, один из самых страшных периодов Великой Отечественной войны. Блокадники не сражались на фронте, но мужественно переносили все лишения и тоже

самоотверженно боролись с врагом, а их подвиг поднимал дух русской армии. Все в Ленинграде держались как один человек.

И А. А. Ахматова тоже принимала деятельное участие в обороне города: она с соседями в Шереметьевском саду копала окопы, при необходимости несла вахту у ворот Фонтанного дома. И первые ее впечатления сразу же обретают стихотворную форму. В сентябре 1941 года она пишет одно из первых своих стихотворений «Первый дальнобойный в Ленинграде». Особенность гражданской лирики Ахматовой в том, что поэт показывает не батальные сцены, а берет из военной жизни то, что наблюдала сама.

В центре ее внимания

люди, которые стараются всеми силами помочь фронту. Ахматова показывает смятение людей, которым за один миг пришлось жить совершенно по другим законам. И в пестрой суете людской Все изменилось вдруг. В первые месяцы войны люди, наверное, задавали себе вопросы: почему им пришлось столкнуться с такой бедой? почему именно русскому народу пришлось столько вынести и выстоять? почему они должны отправлять на фронт своих детей, которые еще вчера только окончили школы? Лирическая же героиня стихотворения пытается понять, какой звук вызывает среди населения такую суету.

Она мысленно пытается перебрать все то, что могло стать причиной подобного странного звука. Но приходит к выводу, что это не городской и не сельский шум, ведь даже с громом его нельзя сравнить. Но это был не городской, Да и не сельский звук. Ни грома дальнего раскат… Лирической героини очень хочется оторваться от этой суеты.

Поэтому, когда она вспоминает о раскатах грома, то уносится в своем воображении далеко от этих мест. Фантазия приглашает ее в поля, где гроза приносит облегчение утомленной природе. Сразу же свежеют облака, а луга предчувствуют веселый дождик. Он, правда, был похож, как брат, Но в громе влажность есть Высоких свежих облаков И вожделение лугов — Веселых ливней весть. Но такая прекрасная картина далека от тревожного города, который уже и не воспоминает прежних мирных дней.

Город теперь живет в другом ритме, а услышанный звук нагнетает тревогу. Однако лирическая героиня мысленно очень хочет уйти в спокойствие природы, которая живет еще в ее воспоминаниях. И кажется, что такая надежда живет не только в сердце героини, но и в душах многих других в этом городе.

Им тоже хочется мира, свежести и спокойствия.

А этот был, как пекло, сух,

И не хотел смятенный слух

Поверить — по тому,

Как расширялся он и рос… Но самое опасное в том, что этот страшный звук несет всем гибель. Он совершенно равнодушен ко всем вокруг. В последних строках слышно отчаяние, таящееся в душе не только лирической героини, но и всех тех, кто оказался замкнут в этом страшном городе смерти.

Как равнодушно гибель нес Ребенку моему. В последней строке лирическая героиня использует образ ребенка. Именно он становится своеобразным символом мира и согласия, которые разрушил страшный звук. О страшных годах войны поэт рассказывает и в других стихотворениях.

Заметим, что она ни слова не говорит о фашистах, которые вторглись в пределы Родины. Она не указывает на конкретного врага солдата, пришедшего уничтожить русский народ. А. А. Ахматова описывает Врага как одно большое Зло, способное принести разрушение всему, к чему прикасается. В стихотворении «Первый дальнобойный в Ленинграде» врагом был шум от бомбежки, в произведении «Птицы смерти в зените стоят…» это железные птицы, свидетельствующие о том, что Этот шаткий мир скоро разрушится.

Птицы смерти в зените стоят. Кто идет выручать Ленинград? В этом стихотворении лирическая героиня одушевляет город. Это теперь не толпы отчаявшихся людей, а один большой единый живой организм, ждущий помощи: Не шумите вокруг — он дышит, Он живой еще, он все слышит…

Но то, что слышит город, ему хочется скорее забыть. Это стон сыновей, которые ушли на войну и не вернутся. А город уже не сможет их защитить. Как на влажном балтийском дне Сыновья его стонут во сне… Оживший город на грани катастрофы.

Ведь именно в нем люди ждут так необходимого всем хлеба. Этот непременный атрибут нашего стола оказался в голодном Ленинграде настолько тысячам людей. Измученные люди к самому небу взывают о помощи, чтобы оно смогло принести ему самое необходимое — пищу.

Как из недр его вопли: «Хлеба!» До седьмого доходят неба… Но птицы смерти не хотят этого слышать. Они готовы пресечь все попытки, которые помогли бы доставить в осажденный город хоть корочку хлеба. Они не имеют жалости. Они твердыня, которой все нипочем в этом мире.

Поэтому единственное, чем они могут приветствовать людей, это смерть. Но безжалостна эта твердь. И глядит из всех окон — смерть. Заметим, что в своих стихах А. А. Ахматова не показывает конкретных людей.

Она весьма обобщенно рисует картину военных действий. Но в каждую из них поэтесса добавляет такой эпизод, который сразу соединяет с кошмарной реальностью. Каждый, даже самый маленькой штрих в стихотворении отсылает читателя событиям, которые поэт пережила сама. Ахматова показывает свое восприятие войны, которое в тоже время основано на впечатлениях многих людей, способных пережить время блокады Ленинграда. В сентябре 1941 года Ахматова уезжает за пределы блокадного кольца.

Но мысленно она остается в городе, который должен выстоять несмотря ни на что. Она оказывается в Ташкенте, но все равно продолжает писать. Одно из стихотворений — «Мужество» — даже печатают в газете «Правда». По своему содержанию оно настолько стало близко народному духу, что не раз перепечатывалось, призывая мужественно встречать врага.

В результате произведение стало «символом сопротивления и бесстрашия». В стихотворении лирическая героиня словно напоминает о том, что на карту поставлено все. Каждый человек понимает, что это Родина, которая не должна оказаться в лапах врага.

Поэтому все стараются всеми силами не только помешать врагу разорять русские города, но и не пускать его в свою душу. Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Лирическая героиня напоминает о том, что они все равно должны сохранять мужество.

Только оно может стать преградой между нашей Родиной и врагом. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Мужество — это единственное, что остается вместе с человеком тогда, когда он теряет всех, кто был дорог, когда остается один на один с врагом. И в этом случае ему не страшны пули или житейские проблемы. Ведь главное то, чтобы продолжал жить русский народ и его богатая многовековая культура.

Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, — И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. И такой подвиг не будет забыт в веках. Память о нем сохранят благодарные потомки, которым не придется видеть зловещих птиц и молить небо о хлебе. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!

Ахматова очень точно передает атмосферу военного времени. Она в своих стихах показала, что подвиг совершает каждый человек — каждый, кто смог не только с оружием в руках, но и морально противостоять противнику. Только тогда русский народ сможет прийти к долгожданной победе.

Только тогда он сохранит свой язык и культуру.




Гражданское звучание поэзии А. А. Ахматовой