Гражданское звучание поэзии А. А. Ахматовой
1. Блокадный город в стихотворении «Первый дальнобойный в Ленинграде». 2. Птицы смерти стихотворения «Птицы смерти в зените стоят…». 3. Мужество народа, воспетое поэтом. Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин и женщин, но только с одних взимает кровь, с других — слезы. У. Теккерей Гражданская тематика очень близка духу и времени А. А. Ахматовой.
Ведь она пережила блокаду Ленинграда, один из самых страшных периодов Великой Отечественной войны. Блокадники не сражались на фронте, но мужественно переносили все лишения и тоже
И А. А. Ахматова тоже принимала деятельное участие в обороне города: она с соседями в Шереметьевском саду копала окопы, при необходимости несла вахту у ворот Фонтанного дома. И первые ее впечатления сразу же обретают стихотворную форму. В сентябре 1941 года она пишет одно из первых своих стихотворений «Первый дальнобойный в Ленинграде». Особенность гражданской лирики Ахматовой в том, что поэт показывает не батальные сцены, а берет из военной жизни то, что наблюдала сама.
В центре ее внимания
Она мысленно пытается перебрать все то, что могло стать причиной подобного странного звука. Но приходит к выводу, что это не городской и не сельский шум, ведь даже с громом его нельзя сравнить. Но это был не городской, Да и не сельский звук. Ни грома дальнего раскат… Лирической героини очень хочется оторваться от этой суеты.
Поэтому, когда она вспоминает о раскатах грома, то уносится в своем воображении далеко от этих мест. Фантазия приглашает ее в поля, где гроза приносит облегчение утомленной природе. Сразу же свежеют облака, а луга предчувствуют веселый дождик. Он, правда, был похож, как брат, Но в громе влажность есть Высоких свежих облаков И вожделение лугов — Веселых ливней весть. Но такая прекрасная картина далека от тревожного города, который уже и не воспоминает прежних мирных дней.
Город теперь живет в другом ритме, а услышанный звук нагнетает тревогу. Однако лирическая героиня мысленно очень хочет уйти в спокойствие природы, которая живет еще в ее воспоминаниях. И кажется, что такая надежда живет не только в сердце героини, но и в душах многих других в этом городе.
Им тоже хочется мира, свежести и спокойствия.
А этот был, как пекло, сух,
И не хотел смятенный слух
Поверить — по тому,
Как расширялся он и рос… Но самое опасное в том, что этот страшный звук несет всем гибель. Он совершенно равнодушен ко всем вокруг. В последних строках слышно отчаяние, таящееся в душе не только лирической героини, но и всех тех, кто оказался замкнут в этом страшном городе смерти.
Как равнодушно гибель нес Ребенку моему. В последней строке лирическая героиня использует образ ребенка. Именно он становится своеобразным символом мира и согласия, которые разрушил страшный звук. О страшных годах войны поэт рассказывает и в других стихотворениях.
Заметим, что она ни слова не говорит о фашистах, которые вторглись в пределы Родины. Она не указывает на конкретного врага солдата, пришедшего уничтожить русский народ. А. А. Ахматова описывает Врага как одно большое Зло, способное принести разрушение всему, к чему прикасается. В стихотворении «Первый дальнобойный в Ленинграде» врагом был шум от бомбежки, в произведении «Птицы смерти в зените стоят…» это железные птицы, свидетельствующие о том, что Этот шаткий мир скоро разрушится.
Птицы смерти в зените стоят. Кто идет выручать Ленинград? В этом стихотворении лирическая героиня одушевляет город. Это теперь не толпы отчаявшихся людей, а один большой единый живой организм, ждущий помощи: Не шумите вокруг — он дышит, Он живой еще, он все слышит…
Но то, что слышит город, ему хочется скорее забыть. Это стон сыновей, которые ушли на войну и не вернутся. А город уже не сможет их защитить. Как на влажном балтийском дне Сыновья его стонут во сне… Оживший город на грани катастрофы.
Ведь именно в нем люди ждут так необходимого всем хлеба. Этот непременный атрибут нашего стола оказался в голодном Ленинграде настолько тысячам людей. Измученные люди к самому небу взывают о помощи, чтобы оно смогло принести ему самое необходимое — пищу.
Как из недр его вопли: «Хлеба!» До седьмого доходят неба… Но птицы смерти не хотят этого слышать. Они готовы пресечь все попытки, которые помогли бы доставить в осажденный город хоть корочку хлеба. Они не имеют жалости. Они твердыня, которой все нипочем в этом мире.
Поэтому единственное, чем они могут приветствовать людей, это смерть. Но безжалостна эта твердь. И глядит из всех окон — смерть. Заметим, что в своих стихах А. А. Ахматова не показывает конкретных людей.
Она весьма обобщенно рисует картину военных действий. Но в каждую из них поэтесса добавляет такой эпизод, который сразу соединяет с кошмарной реальностью. Каждый, даже самый маленькой штрих в стихотворении отсылает читателя событиям, которые поэт пережила сама. Ахматова показывает свое восприятие войны, которое в тоже время основано на впечатлениях многих людей, способных пережить время блокады Ленинграда. В сентябре 1941 года Ахматова уезжает за пределы блокадного кольца.
Но мысленно она остается в городе, который должен выстоять несмотря ни на что. Она оказывается в Ташкенте, но все равно продолжает писать. Одно из стихотворений — «Мужество» — даже печатают в газете «Правда». По своему содержанию оно настолько стало близко народному духу, что не раз перепечатывалось, призывая мужественно встречать врага.
В результате произведение стало «символом сопротивления и бесстрашия». В стихотворении лирическая героиня словно напоминает о том, что на карту поставлено все. Каждый человек понимает, что это Родина, которая не должна оказаться в лапах врага.
Поэтому все стараются всеми силами не только помешать врагу разорять русские города, но и не пускать его в свою душу. Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Лирическая героиня напоминает о том, что они все равно должны сохранять мужество.
Только оно может стать преградой между нашей Родиной и врагом. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Мужество — это единственное, что остается вместе с человеком тогда, когда он теряет всех, кто был дорог, когда остается один на один с врагом. И в этом случае ему не страшны пули или житейские проблемы. Ведь главное то, чтобы продолжал жить русский народ и его богатая многовековая культура.
Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, — И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. И такой подвиг не будет забыт в веках. Память о нем сохранят благодарные потомки, которым не придется видеть зловещих птиц и молить небо о хлебе. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!
Ахматова очень точно передает атмосферу военного времени. Она в своих стихах показала, что подвиг совершает каждый человек — каждый, кто смог не только с оружием в руках, но и морально противостоять противнику. Только тогда русский народ сможет прийти к долгожданной победе.
Только тогда он сохранит свой язык и культуру.
Гражданское звучание поэзии А. А. Ахматовой