Греческие романы в новой литературе

ПОВЕСТЬ О ВАРЛААМЕ И ИОАСАФЕ — переводная повесть, широко распространенная в древнерусской письменности. Она известна в огромном числе переводов и переработок более чем на 30 языках народов Азии, Европы и Африки. Наиболее устойчиво мнение об индийском происхождении П. и о том, что в основу ее будто бы положена легендарная биография Будды, приобретшая в переработке христианизированный облик.

По другой, возможно, более верной гипотезе, П. создана в Центральной Азии.

Вероятно, с грузинской версии П., был сделан ее греческий перевод, а

с него — перевод на древнерусский язык, осуществленный в Киеве не позднее XII в. Сюжет П. таков: у индийского царя Авенира рождается долгожданный сын Иоасаф, которому звездочеты предсказывают будущее христианского подвижника.

Царь-идолопоклонник поселяет сына в изолированном от внешнего мира дворце, чтобы он не мог узнать ни о христианстве, ни о трагических сторонах жизни — болезни и смерти, ибо грустные думы могут, по мнению отца, возбудить у Иоасафа интерес к религии. Но христианин-пустынник Варлаам проникает во дворец под видом купца и приобщает Иоасафа к христианской вере. Преодолев яростное противоборство

отца, Иоасаф становится ревностным христианином.

Когда Авенир под влиянием сына сам принимает крещение, Иоасаф удаляется в пустыню и становится отшельником. Особое место в сюжете П. занимают нравоучительные притчи, с помощью которых Варлаам раскрывает своему юному слушателю нравственные заветы христианства. Особое распространение в древнерусской письменности приобрела «Притча о единороге».

В ней рассказывается, как человек, убегая от диковинного зверя-единорога, падает в ров. Ему удается уцепиться за ветви растущего на краю рва дерева. Корни дерева беспрестанно грызут две мыши — черная и белая, а падения дерева, вместе с находящимся на нем человеком, ожидает на дне дракон. Но человек тем не менее с наслаждением вкушает капающий с листьев сладкий мед.

Далее следует разъяснение аллегории: единорог — смерть, ров — наш мир, дерево — жизненный путь: его постоянно укорачивают две мыши — день и ночь, Дракон — «чрево ада», капающий мед — радости жизни.

Притча осуждает людей, которые, думая лишь о земных радостях, забывают о неизбежной смерти и спасении души. Древнеславянские переводы П.

Имели широкое распространение на Руси, притчи из нее вошли в состав Пролога. Сохранились многочисленные изображения сюжетов П. на фресках, иконах, книжных миниатюрах. В XVII в.

П. послужила основой сюжета одной из первых пьес русского театра. Изд.

: Повесть о Варлааме и Иоасафе Подг. текста, перевод и комм.

И. Н. Лебедевой ПЛДР: XII век.

-М» 1980. — С. 196-225; Повесть о Варлааме и Иоасафе Подг. текста, исслед. и комм. И.

Н. Лебедевой.- Л. , 1984. И. Н. Лебедева




Греческие романы в новой литературе